Найти тему
Строительный мир

Долгая история дальнего пути: дорога из России в Грузию, которую так и не достроили

Оглавление

Дорогу от Махачкалы до Тбилиси начинали строить несколько раз. Первая попытка была предпринята как минимум в середине 19 столетия, последняя — в 2010-е. Однако каждый раз на пути реализации проекта вставали разного рода преграды, мешавшие довести дело до конца.

Проект с историей

Проложить наземный путь в Российскую империю из Кахетии еще в 1640-е планировал царь последней Теймураз I. Но он столкнулся с сопротивлением Аварского ханства (территория современного Дагестана), через которое и должен был пролегать маршрут, поэтому планы не увенчались успехом.

В начале 19 века все эти земли перешли к Москве, поэтому политических преград уже не было, а необходимость связать Дагестан с Тифлисской губернией назревала с каждым годом. Выгоды в этом видели как экономические, так и стратегические. В частности, императорский двор понимал, что успех в военных кампаниях на Кавказе во многом зависит от наличия надежных путей сообщения.

© Wikimedia Commons / public domain (Карта Тифлисской губернии, 1913 год)
© Wikimedia Commons / public domain (Карта Тифлисской губернии, 1913 год)

Именно поэтому в 1860-х как раз в годы войны приступили к строительству Аваро-Кахетинской дороги шириной примерно в две повозки. И хотя путь был проложен, создать полноценную действующую дорогу тогда не удалось. Ее практически не обслуживали, в результате чего отдельные участки пути быстро пришли в негодность; проехать там было проблематично даже верхом.

Попытки достроить дорогу царским правительством предпринимались несколько раз, но не были успешными. Больший упор в то время делался на развитие железнодорожной сети, однако идею завершить горную дорогу власти не оставляли. В начале же 20 века помешал конфликт с Японией, а затем и Гражданская война. Во второй половине 1930-х вернуться к проекту хотело уже советское правительство, но Великая Отечественная не дала реализовать эту задумку.

Действующая на 2021 год дорога от Махачкалы в сторону грузинской границы
Действующая на 2021 год дорога от Махачкалы в сторону грузинской границы

Позднее работы все же проводились, путь немного расширили и кое-где отремонтировали. Но использовали его в основном для гужевого транспорта, хотя отдельные смельчаки отваживались проехать по нему и на легковом авто. После распада СССР за собственные и заемные средства строительство дороги осуществлял дагестанский предприниматель Магомед Кебедов, который еще с 1987-го вместе с другими энтузиастами расширял и расчищал старый маршрут; но к 1997 году его закрыли пограничники.

Новая попытка и политические преграды

Вопрос о строительстве прямого пути в столицу Грузии из Дагестана активно начал подниматься после 2000 года. Во время визита в южный регион в 2008 году об актуальности проекта говорил российский президент Владимир Путин. А через четыре года на открытии самого протяженного в стране автодорожного тоннеля через Гимринский хребет — Дмитрий Медведев.

© ГКУ "Дагестанавтодор" / dagavtodor.ru (Реконструкция а/д Гунибское шоссе-Вантляшевский перевал, апрель 2017 год)
© ГКУ "Дагестанавтодор" / dagavtodor.ru (Реконструкция а/д Гунибское шоссе-Вантляшевский перевал, апрель 2017 год)

Тема неоднократно обсуждалась и местными властями, а в 2014-м, после разработки проекта и его презентации в Махачкале, было заявлено, что дорогу от Гимры в сторону российско-грузинской границы построят по европейским стандартам в ближайшие годы. В общей сложности в рамках проекта предполагалось проложить около 90 км автодороги, возвести 25 мостов разной длины и 5 тоннелей, потратив не менее 30 млрд руб. С появлением объекта транспортной инфраструктуры и на территории Грузии, появлялся бы новый маршрут протяженностью 470 км от Каспийского до Черного моря.

Соседняя страна в лице отдельных политиков тогда высказалась против этой инициативы, полагая, что наличие такой дороги будет угрожать безопасности государства. Другие соглашались с подобными опасениями, однако, рассматривая социально-экономический аспект, отмечали, что трасса оживит Восточную Грузию и принесет существенные выгоды всему Кавказскому региону. Хотя с последним доводом соглашались не все, считая, что объект будет иметь исключительно местное значение и не даст тех выгод, о которых говорят его сторонники.

Так или иначе, но единства в вопросе со стороны Тбилиси не было. Одни видели на будущей дороге тысячи автомобилей с многочисленными грузами, другие — военную технику, идущую к границам их страны.

© ГКУ "Дагестанавтодор" / dagavtodor.ru (А/д Гунибское шоссе-Вантляшевский перевал, август 2017 год)
© ГКУ "Дагестанавтодор" / dagavtodor.ru (А/д Гунибское шоссе-Вантляшевский перевал, август 2017 год)

Россия на своей территории в 2014 году начала строительные работы, обещая, что Аваро-Кахетинская дорога будет открыта в первой половине 2020 года. К концу 2016-го она дошла до границ Тляратинского района. В следующие годы продолжалась реконструкция отдельных участков трассы Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал, которая и должна была стать частью межгосударственной автодороги.

Сегодня дорога связывает несколько районов Дагестана и играет важную роль для Республики. Дойдет ли она до грузинского Ахалсопели и далее до Тбилиси — дело отдаленной перспективы. Многое будет зависеть от политической обстановки в регионе и желания обеих сторон иметь общую автодорогу.

Читайте: Проект длиной в 33 года – самый протяженный автодорожный тоннель России