Сейчас серия фильмов Трансформеры под производством Hasbro и Paramount входит в 10 самых прибыльных франшиз за все время. Началось все с очень продаваемых игрушек, что в 1984 году переросло в 4-сезонный мультсериал, который стал культовым, но как мне кажется, был невыносимо детским и коммерциализированным, отчего смотреть его просто невозможно, но сама идея и персонажи мне очень понравились. После окончания мультсериала выходило еще несколько малоизвестных шоу, с которыми я и многие зрители практически незнакомы. Но про фильм 2007 года, снятый самым главным подрывником в Голливуде - Майклом Бэем, уверен, слышали все. В кассе он прошел замечательно, что дало дорогу сиквелам, которые с каждым разом собирали все больше и больше, но не имели огромного зрительского успеха. Те, кто смотрели эти фильмы, разделились буквально на 2 лагеря - либо они ненавидят эти фильмы, считая отвратительным дном, либо фанатеют от них и топят, что это лучшие фильмы на земле, вы просто ничего не понимаете. Я же остановился где-то посередине, поскольку мне очень понравилась идея, события и персонажи, но подвела довольно слабая реализация, ведь Майкл Бэй специализируется на глупых блокбастерах, но не на сильных фильмах. Сейчас хотелось бы выявить 10 самых худших моментов франшизы со стороны фаната вселенной, а в конце обозначить главные плюсы серии этих фильмов, а также потерянный потенциал.
10. Работа оператора и монтаж
Что прежде всего мы хотим от развлекательного фильма? Прежде всего должно быть то самое развлечение, за которое вполне сойдет экшен. Майкл Бэй является одним из лучших визионеров Голливуда, который показывает восхитительные чудеса визуала и практических эффектов, он действительно создает поразительные экшен-сцены, причем по большей части снимая все в живую, с минимальным присутствием графики. Но вот есть в нем одна проблемка, которая часто препятствовала получить от фильма максимум удовольствия - и это операторская работа и монтаж. Судя по статистике, средняя протяженность кадра в фильмах Бэя - 2-3 секунды. При слишком частом использовании монтажных склеек мои глаза так моргают, что не способны усваивать все, что показывается в кадре, что добивается местами и очень дерганной съемкой, где тоже ничего не разобрать, особенно это касается первого фильма. На мой взгляд, в таких фильмах лучше всего использовать сложные операторские движения и минимум склеек, где экшен-сцена будет очень протяженной, но красивой и действительно поражающей.
9. Мегатрон
Лидер десептиконов и самый знаменитый злодей этой вселенной, как мне кажется, в этих 5 фильмах проявил себя невероятно жалким и обычным. Еще до войны за Киберторон они с Оптимусом были хорошими друзьями, которые оба хотели спасти свою планету от гибели, в результате чего стали врагами из-за разных взглядов на справедливость. В результате продолжительной войны десептикон начал постепенно переставать различать границы между правильным и неправильным, в результате чего окончательно потерял себя и стал хотеть только власти. Вот именно таким мне всегда и представлялся идеальный Мегатрон, но в фильме подобного и близко нет. Это типичный злой злодей, который просто хочет уничтожить человечество и постоянно говорит банальные фразы в духе: " Мы всех вас убьем, жалкие автоботы", "Ничтожные людишки, вы ничто против меня" и так далее. Причем, начиная с Мести Падших, он является той или иной шестеркой у другого персонажа, который от него самого отличается не слишком сильно. И если в самой первой части он был хотя бы сильным, легко побеждая Оптимуса, то в сиквелах сливался в каждом сражении. Но и проблема еще в том, что даже визуальный образ злодея оказался неудачным. Первоначальный дизайн изменили, чтобы Мегатрон выглядел более мерзким и устрашающим, но подобного эффекта нет. Его голова скорее смешная, руки почему-то слишком хилые, а ноги наоборот - слишком толстые. Он не выглядит сильным, по комплекции его даже Бамблби мог бы победить. В третьей же части дизайн слегка изменили, отчего лидер десептиконов стал похож на какого-то бомжа, которому не хватает только канистры бензина в руке. И лишь в пятой части хотя бы визуальный образ стал приемлемым, но вот раскрытие все такое же пустое. Мегатрон из вселенной этих фильмов получился невероятно жалким и нелепым злодеем, которому не умудрились даже придумать хоть какой-то стоящий мотив. Печально, но ни в одном проекте по Трансформерам я не увидел Мегатрона "моей мечты", но ближе всего к нему подобрался персонаж из отличного мультсериала "Трансформеры: Прайм" (2010-13), так что очень рекомендую его к просмотру.
8. Продакт-плейсмент
Я сразу скажу, что не против рекламы в кино, но не стоит постоянно ее показывать. Пусть здесь она не проглядывается в каждом кадре, как в фильмах серии "Елки", но и здесь ее тоже с избытком, что также бьет по восприятию. Огромные деньги заплатили за машины, в которые все эти роботы превращаются, прочей рекламы разных брендов и продуктов также хватает, но подробно останавливаться я на них не буду.
7. Противоречия
Никто не любит, когда сценаристы плохо выполняют свою работу, снабжая фильмы сюжетными дырами и прочими косяками. Парадоксально, но каждая новая часть просто берет и забывает про предыдущую, добавляя новый глобальный сюжет про уничтожения мира. В первой части Мегатрон летел на Землю, чтобы забрать Искру, дабы затем с ее помощью захватить эту планету, использовав энергию Куба для подчинения людской технологии ( и встает еще неудобный вопрос - откуда Мегатрон мог знать о технологиях людей?); во второй части узнается, что у лидера десептикон был наставник в лице Прайма-предателя, который хочет с помощью Матрицы взорвать солнце для получения энергона, о чем было известно Мегату; в третьей части же узнается, что Мегатрон заключил сделку с Сентинелом Праймом, чтобы они встретились на Земле и активировали спэйсбридж и перенесли Кибертрон сюда, чтобы потом с помощью земных рабов, которые сразу бы умерли в чужеродной атмосфере, восстановить свою планету; в четвертой части появляется трансформий, из которого и сделаны кибертронцы, а один из них - Локдаун, заключил с людьми сделку, благодаря которой люди получат бомбу, создающую этот металл, чтобы сделать собственных роботов. Но до этого они уже сделали 50 образцов, в один из которых загрузили разум Мегатрона, который решил взорвать зерно в самом большом городе, дабы достать себе новую армию, при этом каким-то образом узнав о Локдауне, который передаст зерно людям; а в пятой части создателями трансофрмеров оказалась Квинтесса, а почему-то не Праймус, которая все это время куковала на Кибертроне в надежде на то, что Оптимус прилетит к ней, она подчинит его себе, и они вместе устроят уже пятый апокалипсис на Земле. Вообщем, здесь такой бред навалили эти так называемые сценаристы, белыми нитками сшивающие сюжет новых сиквелов со старыми.
6. Нелепые сцены
Практически в каждом блокбастере есть какие-нибудь неуместные сцены, при просмотре которых чувствуешь просто испанский стыд. К сожалению, Майкл Бэй очень любит повтыкать в свои подростковые фильмы всякой мерзости и нелепости, что реально очень раздражает. То автоботы несут какую-то околесицу, то ведут себя очень странно или нелепо, то нам показывает в очередной раз Мегатрона, который лажает и лажает в каждой сцене неумелой битвы. Вообщем, практически все подобные сцены связаны с неуместным поведением персонажей, что не выглядит смешным, а просто плохим.
5. Кучка автоботов всегда побеждает модернизированную армию десептиконов
За 6 фильмов нам наглядно показали, что десептиконы обладают и огромным количеством солдат, и огромным количеством разной техники, и огромным количеством разной очень крутой технологией. У них есть огромный робот-червь, роботы шарики, способные превращаться в большого робота, у них есть Констуктиконы, у них есть корабли, есть мощное оружие, броня, короче, у них есть все, что необходимо для победы над дюжиной автоботов и отрядом военных, но они постоянно, из раза в раз, проигрывают. Хорошие будто обладают невидимым щитом, любезно подаренным сценаристами, из-за чего под конец большинство из них выслушивает пламенную речь Оптимуса. Конечно, смерти все же были, но когда в третьем фильме, как нам говорили, 9 автоботов остановили целую армию солдат в закрытом городе, где было невероятное количество всякой техники, которая способна их убить, то я в это не верю. Погибло сколько там, всего один автобот? Как такое вообще возможно? В реальности эту жалкую кучку давно бы порешили еще в начале, и никакие военные не помогли бы.
4. Одно и то же
Из фильма в фильм нам буквально дают одну и ту же конфетку, лишь сменив чуток обертку. В каждом фильме какой-то новый злодей обещает уничтожить или захватить землю, и в конце нас ждет безостановочный экшен. Но примерно первый час от всего фильма нас ждет показ жизни главного героя-человека с шутками-прибаутками и чутком раскрытия сюжета. Ну, получается, каждый фильм показывает одни и те же события, всего лишь поменяв злодея и пару элементов. В каждом фильме одинаковая история, отчего и так предсказуемые фильмы становятся еще более предсказуемыми и скучными.
3. Слишком много людей
Если фильм называется "Трансформеры", то я как бы хочу посмотреть именно на этих роботов, а не на людей на главном плане, а вот где-то там бегают и стреляют роботы. Людей показывают слишком много, ну и ладно подобное было в первом фильме, экспериментальное кино, которое вполне могло провалиться, а так хоть убытков будет меньше. Но в сиквелах то можно было бы сместить акцент с Сэма и прочих, заострив внимание именно на Трансформерах. Причем даже в экшене используют слишком много всяких военных, мельком показывая баталии робота с роботом.
2. Сортирный юмор
Я не против сортирного юмора в кино, в хорошем сценарии такие шутки могут работать, но только не здесь. Мне вот совершенно не понятно, кто из этих киноделов на полном серьезе одобрил эти огромные шары на ногах у этого робота? Это кино вроде как для подростков, но очень часто нам показывают такие стыдные сцены, что их хочется поскорее промотать. Есть и огромное количество сцен, которым бы не мешало бы дать рейтинг R, настолько они не вписываются в эти фильмы. Будь эти сцены, например, в "Плохих Парнях", того же Бэя, то я бы так не возмущался, но в подобных лентах это точно перебор. Уж лучше бы делали так, как у Marvel, где далеко не всегда удавались хорошие фильмы, но хотя бы юмор был забавным.
1. Персонажи
Абсолютно каждый фильм должен обладать качественно прописанными персонажами. Абсолютно все фильмы, которые высоко оценены зрителями делали одно и то же - они рассказывали историю раскрытых героев. В фильмах этой линейки есть две враждующие фракции - автоботы и десептиконы, которые устроили между собой войну, погубившую их планету. Это великолепная идея, в которую можно добавить огромнейшее количество интереснейших персонажей со своими проблемами, слабостями, страхами, особенностями и так далее. Но фильмы Бэя пошли совершенно другой дорогой, где ни один персонаж вообще не раскрывается и не проходит арок. Вот вспомните что-нибудь про хотя бы автоботов, что вы можете о них сказать? Фактически, нам абсолютно ничего о них неизвестно. Оптимус - как бы лидер, в конце говорящий пафосную речь; Бамблби - миленький убийца до мозга костей; Рэтчет - врач; Айронхайд - специалист по вооружению; Джазз - лейтенант; Кью - типа Энштейн; Мираж - чувак с клинками; Сайдсвайп - вместо ног колеса. Я ничегошеньки не могу сказать о даже главных героях, которые показываются в кадре лишь для того, чтобы с кем-то эпично помеситься, но не для того, чтобы хоть как-то раскрыть свой образ. Вообще, когда я последний раз пересматривал фильмы франшизы, то заметил, что у всех роботов чертовски мало фраз, да и то все они происходят в моменты экшена, являясь стандартным - "Беги", "Деремся до конца", "Мы вас всех убьем" и прочее. Как это ни странно звучит, но в фильмах под названием "Трансформеры" сами трансформеры бегают на втором плане, кого-то убивая. На людей здесь смотреть просто не интересно, а других героев фильм предложить не может. Бэй великолепно может раскрыть персонажей за парочку сцен, "Скала", "Плохие Парни" и "Армагеддон" отлично с этим справились, но здесь режиссер почему-то забил на это. В самом первом фильме хотя еще было подобие раскрытия, но в целом про них практически нечего сказать. Просто нельзя создать хороший фильм с героями, которым ты не сопереживаешь.
Итоги. Я не могу сказать, что это полностью прогнившая франшиза, я не имею ничего против тех, кому очень нравятся эти фильмы, но все-таки я и на стороне тех, кто видит ее недостатки. Мне кажется, что есть и проблемка в режиссере, я очень уважаю Майкла Бэя и мне нравятся все 14 его фильмов, но это не тот человек, который действительно сможет показать все так, как будет нужно. Бэй бы прекрасно чувствовал себя в стане продюсера, помогая в сценах экшена, но в режиссерское кресло лучше бы сел человек, который действительно бы знал, в какое русло развивать вселенную. Это все еще неплохая франшиза, но в ней действительно есть недостатки, ну и ладно, можно закрыть глаза на большинство пунктов, но только не на персонажей. В 2022 году вроде как должен выйти новый фильм, события которого будут происходить после сольного фильма про Бамблби. Я не жду этот фильм, синопсис мне его вообще не понравился, но надеюсь, что он хотя бы покажет интересных и многогранных персонажей.