Ну что ж, хочу рассказать еще об одной ключевой для меня группе. И опять я не могу ничего написать с ходу. Ведь то, что происходит со мной, когда я слушаю эту музыку, никакими словами не передать. Ладно, поступим так же, как я сделал со статьями о Yes. Просто факты, какие-то мысли, эмоции. В конце оно все, так или иначе, схлопнется в рассказ.
Renaissance - Prologue ("Prologue", 1972)
Renaissance... Чрезвычайно странная группа.
Они были как будто из параллельной вселенной, потому что ЗДЕСЬ таких эмоций, такой красоты и таких цветов - не бывает.
Откуда они это брали? Мне этого не понять. Можно только прикоснуться, и с этого момента всю жизнь страстно желать оказаться там, где они видят такое. Ну, или пойти по более сложному пути - попытаться построить их миры здесь. Для меня это музыка, чрезвычайно вдохновляющая жить - работать, смотреть и слушать.
Renaissance - I Think Of You ("Turn Of The Cards", 1974)
Я уже как-то писал, насколько я требователен к женскому голосу. Так вот, мой любимый женский голос – это Энни Хаслам из группы Renaissance. Женственный, сильный, свободный, полетный, какой-то глобальный, накрывающий всю планету защитным материнским щитом. Для меня этот голос существует как бы отдельно от человека, я его вижу как какую-то независимую субстанцию с ангельскими крыльями, летающую в небе. Как-то так:
Эх, если бы я умел рисовать – я бы первым делом нарисовал голос Энни Хаслам. Если мне нравится чей-то женский голос – то это потому, что я там услышал кусочек Энни. И тогда я говорю этой девушке – твой голос похож на Энни Хаслам, и сильнее этого комплимента девушка от меня услышать не может, хоть ей этого и не понять никогда.
Renaissance - Bound For Infinity ("Prologue", 1972)
Всё в группе Renaissance настолько крутится вокруг голоса Энни, что даже иногда забываешь о том, что они еще и гении прогрессив-рока, безусловно в одном ряду с Yes, Camel, Genesis, Jethro Tull и Gentle Giant по сложности и красоте музыки.
Однако в отличие от большинства рок-групп, звук в Renaissance делали не гитаристы. После ужасной "Rajah Chan" с приглашенным гитаристом Робом Хендри, за гитару взялся аранжировщик Майкл Данфорд, но с тех пор гитары так никогда и не вылезали у них на передний план.
Зато в группе был выдающийся клавишник - Джон Таут. Правда, клавишником его назвать язык не поворачивается: он – пианист. Профессиональный и очень мастеровитый пианист с явно классическим образованием и классическим же видением прогрессив-рока. Именно он ответственен за этот великолепный симбиоз прогрессива и классики, которым является Renaissance, в том числе за множественные вкрапления, переработки и прямые цитирования классических композиторов.
Renaissance - Kiev ("Prologue", 1972)
В частности, в такой эмоционально напряженной, даже страшной вещи, как “Kiev”, цитируется Прелюдия до-диез-минор Рахманинова, да еще и делается это настолько мощно и бешено, что не остается никаких сомнений, что Таут – музыкант, очень глубоко понимающий, или, по крайней мере, жаждущий понять Россию. А их альбом “Шехерезада и другие истории” 1975 года представляет из себя просто гениальную переработку одноименной сюиты Римского-Корсакова – скачайте и послушайте, не пожалеете.
Renaissance - Ocean Gypsy ("Scheherazade and Other Stories", 1975)
А помните Ричи Блэкмора и его знаменитый проект “Blackmore’s Night”? Так вот, ноги-то у него растут именно из Renaissance, о чем свидетельствует Блэкморовский кавер на “Ocean Gypsy”, впервые вышедшую на том же самом альбоме Renaissance о Шехерезаде. Я призываю вас послушать обе версии, ибо я не знаю, какая из них лучше.
Дело в том, что у Renaissance это не лучшая вещь (просто потому, что не очень хорошо записана), но ее как обычно тащит Энни и все же грамотная, волнующая аранжировка. А вот у Blackmore's Night это одна из лучших вещей, где Кэндис Найт хоть и уступает в классе Энни, но весь звук просто потрясающий, да и услышал я эту версию в своей жизни намного раньше.
Вообще любовь Renaissance именно к русской композиторской школе очень заметна: у Таута слышимая манера игры Прокофьева и Шостаковича, да и в названиях периодически встречается что-то вроде “Kiev” и даже “Mother Russia”, причем это все вещи очень серьезные, драматичные, прямо-таки с каким-то русским народным выпеванием и сопереживанием. И это в эпоху железного занавеса!
Renaissance - Sounds Of The Sea ("Prologue", 1972)
Renaissance – группа, поймавшая чудо. Их альбомы 1972-75 годов (особенно Prologue 1972 года, записанный лучше остальных... хотя нет, записан он так же плохо, но его удалось лучше всего реставрировать), так вот, эти альбомы поражают своим акустическим совершенством, которое к тому же, кажется, не было результатом кропотливой работы, а пришло по наитию, легко и мимолетно. Их песни звучат так, как будто они записаны с одного дубля в каком-то абсолютно счастливом состоянии. Джон Таут плетет себе свои фортепианные кружева, на которые наслаиваются звуки природы, неуправляемый бас, рассеянная перкуссия, потом уже стержень – голос Энни, и все это начинает напоминать… забытое ощущение легкости и счастья, выраженное в очень простых действиях и мыслях. Например, в звуках моря, которые ты слышишь, стоя на берегу.
Мой коуб с этой композицией, снятый на острове Нисирос
Renaissance - On The Frontier ("Ashes Are Burning", 1973)
Я вот слушаю Renaissance и думаю – это что, время было такое? Почему сейчас такой музыки нет? Да, наверно во многом дело в эпохе. Это было время расцвета и заката прогрессив-рока, когда Beatles закинули удочку в сторону усложнения музыкальной формы, и все вдруг захотели слушать длинные эпики, которые, правда, тут же быстро всем надоели.
Но Renaissance поступили очень элегантно, предложив слушателям натуральные сказки, даже более волшебные, чем Yes-овские “Circus of Heaven” и “Wonderous Stories”, причем даже раньше последних. Как тут не вспомнить фильм “Форрест Гамп”? Хаслам своим голосом, каким-то диким, неприрученным, свободным, отсылает напрямую к мировоззрению хиппи. В фильме что-то подобное прослеживалось в героине Робин Райт - Дженни.
Вот только Renaissance – это очень цивилизованные хиппи. Это дети цветов - но без наркоты, бродяжничества и прочей хиппарской маргинальщины. Ни малейшего напряжения, ни следа рутины, беспокойства за свою жизнь и будущее. Никакого потакания слушателю, ни намека на какие-то ожидания от своей музыки, никаких производственных, студийных спецэффектов.
Короче говоря, я не могу представить, что они приходили в студию как на работу и записывали это. Это же родилось само, из воздуха и любви, чистым потоком. Их мировоззрение было более осознанным, более близким к современному пониманию new-age. В этом плане они, безусловно, намного опередили свое время, развивая это мировоззрение вместе с гениальным мудрым Вангелисом.
Renaissance - The Day Of The Dreamer ("A Song For All Seasons", 1978)
Но наступил 1977 год, ставший водоразделом для мировой рок-музыки. В этот год мейнстримом в Англии стал панк, и большинство групп старой формации испытали культурный шок. Queen, к примеру, резко перепрофилировались, записав сначала высушенный альбом “News of the World”, а затем – мечущийся во все стороны “Jazz”. Yes резко сократили длительность треков и на несколько лет оказались в нокдауне, огрызнувшись совершенно неестественным для них альбомом “Drama”. А кто не сориентировался - тем пришел конец, как, например, таким монстрам, как King Crimson и Genesis.
Renaissance, как самые розовые певцы мира и света, тоже испытали удар под дых. Их сказки кончились, ушли в свой параллельный мир – какие нафиг сказки здесь, посреди Пистоловской “Анархии”? К тому же группе, только-только получившей какое-то признание и небольшой коммерческий успех, вдруг стало катастрофически не хватать денег на запись оркестра…
В довершение всего голос Энни Хаслам начал увядать. Вы может быть и не услышите никакой разницы между Энни 25-летней и 30-летней, но я, как истошный поклонник ее ранних певческих лет, эту разницу слышу как ножом по ушам. Она же никогда не была профессионалом – она пела без башни, поливала тем, что у нее было - этим потоком легкого, почти разговорного лирико-колоратурного сопрано. К 1978 году у нее появились первые признаки бабских, грудных обертонов, высокие ноты она начала петь форсажем.
Это все еще был великолепный голос. Великолепный, но не чудесный.
Возраст не пощадил Энни. А диско-эра, последовавшая за эрой панка, изуродовала всю группу, как подснежник, на который наступили грязным сапогом.
На фотографии Renaissance образца 1983 года. Не знаю, как вам, а мне досадно и больно смотреть на эту обложку.
Дальше – больше. Проблема была в том, что музыкальная пресса никогда не скупилась на дифирамбы Энни Хаслам. Ближе к ее полтиннику эти дифирамбы сменились комплиментами: “Ах как это вам удается сохранять свой голос в такой прекрасной форме?”.
Знаете, я когда-нибудь все-таки сяду за один эксперимент, который я уже давно хочу облечь в форму научной статьи, которая будет посвящена динамике мужского и женского вокала с возрастом. Для меня очевидно, что голос женщины (как и ее тело) обделены даже минимальным состраданием природы – им отведено очень мало времени, они увядают слишком быстро, быстрее мужских. И это просто ужасно, так быть не должно. И новые песни великих некогда ABBA тому еще один пример.
К 2001 году (альбом “Tuscany”) голос Энни Хаслам, которой было всего-то 54, превратился в несчастную больную тень ее былых заслуг. Она продолжает петь и выступать и по сей день, поскольку ее эго до сих пор подпитывается восторженными откликами прессы. Для меня же волшебная Энни Хаслам закончилась в 1978-м, и "The Day Of The Dreamer" - это фактически ее лебединая песня – настоящий шедевр прогрессив-рока, в котором уже, однако, нет искры ранних песен Renaissance...
Renaissance менялись не по своей воле, а под давлением новых музыкальных предпочтений. Винить их в этом никак нельзя - это происходило со всеми. Я совершенно не могу себе представить, чтобы такие альбомы, как “Prologue” или “Ashes…” вышли не в начале 70-х годов, а, например, в 80-х, или, что уже совсем из разряда фантастики – в наше время. Эта музыка является самостоятельной живой вибрацией, и те, кто могли ее создать, слышали в те времена что-то, что давно ушло из этого мира, как Иисус из церквей.
И при этом когда слушаешь эту музыку сейчас – она оказывается современной и универсальной, просто чуть подзабытой. Я ставлю это вам, преследуя только одну цель – вытащить на свет то, что по какому-то чудовищному недоразумению было заброшено в угоду радиохитам и прочему мейнстриму.
Renaissance - Let It Grow ("Ashes Are Burning", 1973)
И, наконец, я поставлю лучшую песню Renaissance.
“Let It Grow” была записана на пике творческой мысли группы, и она отсылает к редкому музыкальному стилю – барокко-року, заинтересовавшего мир буквально на пару лет в середине 60-х годов стараниями группы Left Banke.
Пусть Renaissance останется для вас именно такими.
Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!