Найти тему
Папирус бывшего жреца

Материалы в древнеегипетском искусстве

Оглавление

Египетские художники использовали широкий спектр материалов, как местных, так и импортных, с самого начала своей истории.

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Например, уже в додинастический период мы находим статуэтки, вырезанные из лазурита—блестящего синего камня, который берет начало на территории нынешнего Афганистана и указывает на раннее наличие надежных торговых путей.

#ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА #древний египет

Камень

В Египте великое изобилие камня, пригодного как для скульптуры,так и для архитектурных форм, включая вездесущий мягкий известняк пустынных скал, которые тянутся вдоль большей части долины Нила, а также песчаник, кальцит и сланец.

Статуя богини Сахмет ок. 1390-1352 гг. до н. э., гранит.
Статуя богини Сахмет ок. 1390-1352 гг. до н. э., гранит.

Из более твердых пород имеются кварцит, диорит, гранит и базальт. Резьба по более мягким камням была выполнена с использованием медных долот и каменных инструментов; для обработки твердого камня требовались инструменты из еще более твердого камня, медных сплавов и использование абразивного "песка". Полировку выполняли при помощи гладкого камня той же породы и абразивными песками с мелкой зернистостью.

Дерево

Египетские художники также использовали в своих работах различные породы дерева, в том числе местную акацию, тамариск и смоковницу, а также пихту, кедр и другие хвойные деревья, импортированные из Сирии.

Церемониальный позолоченный деревянный щит из гробницы Тутанхамона.
Церемониальный позолоченный деревянный щит из гробницы Тутанхамона.

Особо ценилось африканское эбеновое дерево.

Ремесленники преуспели в том, чтобы собрать вместе маленькие, неправильной формы куски дерева и прикрепить их на место для создания скульптур, гробов, шкатулок и мебели.

Ларец Тутанхамона из дерева.
Ларец Тутанхамона из дерева.

При этом использовались как клей, так и шпеньки.

Металлы

Ремесленники и художники с большим мастерством выполняли изделия из различных металлов, включая медь, медные сплавы (такие как бронза), золото и серебро. Культовые статуи богов были сделаны из золота и серебра—материалов, названных в мифах "плотью и костью богов".

Бронзовая статуэтка Осириса 664-332 гг. до н. э.
Поздний Период.
Бронзовая статуэтка Осириса 664-332 гг. до н. э. Поздний Период.

Очень немногие металлических статуй из драгоценных металлов сохранились до наших дней, потому что они часто переплавлялись и материал использовался повторно, хотя сохранившиеся примеры из искусства Древнего и Среднего Царств показывают, что египтяне были искусны не только в обработке листового металла, но и практиковали сложное литье.

Литая египетская статуэтка жрицы бога Амона, Поздний период.
Литая египетская статуэтка жрицы бога Амона, Поздний период.

Ювелирная работа была довольно сложной уже в Древнем Царстве, о чем свидетельствуют некоторые изображения на сценах гробниц.

Тайник украшений из гробниц принцесс Среднего Царства демонстрирует чрезвычайно высокий уровень мастерства с точки зрения дизайна и техник, наподобие литья, чеканки, инкрустаций и гравировки.

Застежка ожерелья, принадлежащего принцессе Сат-хатхор, из её гробницы в Дахшуре, Среднее царство (золото, сердолик, лазурит и бирюза)
Застежка ожерелья, принадлежащего принцессе Сат-хатхор, из её гробницы в Дахшуре, Среднее царство (золото, сердолик, лазурит и бирюза)

Многие предметы, особенно маленькие амулеты, были изготовлены из материала, известного как египетский фаянс.

Фаянсовый амулет с изображением бога Бэса, около 1070-712 гг. до н. э.
Фаянсовый амулет с изображением бога Бэса, около 1070-712 гг. до н. э.

В Древнем Египте предметы, созданные из фаянса, считались волшебными, наполненными неумирающим мерцанием солнца и наделенными силой возрождения. Для египтян скульптуры, сосуды, украшения и ритуальные предметы из фаянса сияли блеском вечности. В то время как фаянс изготавливается из обычных материалов—кварца, щелочных солей, извести и красителей на минеральной основе,-он имел важный статус.

Фаянсовый амулет в виде крокодила 304-247 гг. до н. э..
Фаянсовый амулет в виде крокодила 304-247 гг. до н. э..

Фаянс, возможно, был разработан для имитации очень ценных и редких полудрагоценных голубых камней, таких как бирюза. Это искусственное вещество позволило египтянам изготавливать самые разнообразные предметы, покрытые блестящей ярко-голубой глазурью.

Чаша из фаянса, около 945-664 гг. до н. э.
Чаша из фаянса, около 945-664 гг. до н. э.

Этот материал на основе кварца может быть легко отлит в форму и произведён в массовом порядке. Глазурное покрытие может быть практически любого цвета, в зависимости от используемых минералов, хотя бирюзовый цвет является наиболее распространенным.

Стекловидные сплавы

Изготовление стеклянных сосудов было новым видом искусства в Египте Восемнадцатой династии. Египетские мастера быстро усовершенствовали искусство наматывания расплавленного стекла вокруг сердцевины, чтобы сформировывать флаконы для духов, косметические сосуды и чашки для питья.

Стеклянные сосуды.
Стеклянные сосуды.

Обширные остатки производства стеклянных сосудов были найдены в дворцовом городе Малката царя Аменхотепа III.

Пигменты

Большинство пигментов в Египте были получены из местных минералов.

Расписной рельеф из Абидоса.
Расписной рельеф из Абидоса.

Белый цвет делался из гипса, черный-из угля, красный и желтый-из оксидов железа, синий и зеленый-из азурита и малахита, а ярко-желтый (представляющий золото) - из овса.