5 сентября опубликовал на канале YouTube свой третий фильм из серии «ФГОС-2021.Русский перевод» и дальше застрял. Нет, с проектом всё хорошо, он продолжается, и результат уже вырисовывается достойный. Проблема в другом.
Начался учебный год, а мой младший – в шестом классе на семейном обучении. В пятом классе с ним дома всеми предметами занималась Светлана, моя супруга. В этом году она передала мне русский язык и математику, оставив себе остальное.
Я посмотрел внимательно на учебники русского языка (не только тот, который выдали в школе), – это не учебники. Никакой школьник и даже взрослый в них не разберётся без участия учителя. А семейное образование в ещё большей степени, чем школа, предполагает «системно-деятельностный подход», то есть «самостоятельную познавательную деятельность школьника».
Вот и пришлось вместо работы с новым ФГОС создавать свой учебник по русскому языку. Причём, писать учебник нужно в первую очередь, у него приоритет выше, чем у ФГОС: на переход к новым стандартам министр дал два года, а русский язык за шестой класс нам нужно изучать уже сейчас. Хотя и там, и там делать приходится одно и то же – переводить содержимое на литературный русский язык. Например, объяснить шестикласснику по-русски «три аспекта культуры речи как лингвистической дисциплины – нормативный, коммуникативный и этикетный».
Я вот что думаю. Шестой класс начинается как раз с рассмотрения стилей речи. Так вот, стиль речи школьного учебника, – он каким должен быть? Неужели научным или официально-деловым? К чему грузить шестиклассника терминами аспиранта-лингвиста? Ребёнок от этого станет шибко грамотным или немедленно полюбит чтение? Я сомневаюсь. Особенно нелепо в этом «научном кружке» выглядят примеры стилей от К. Паустовского и из «Вити Малеева в школе и дома» Николая Носова. Как привет из прошлой жизни.
Если сегодня кто-то вспоминает и хвалит старые советские учебники, то только за то, что в них материал подавался на языке школьника, соответственно его возрасту, на смеси разговорного, публицистического и художественного стилей. Даже в старших классах. И логика изложения там присутствовала хоть какая-то. При такой подаче любая информация будет усваиваться ребёнком легко и почти самостоятельно.
Но есть и хорошая новость. У меня появился помощник. Точнее – помощница, студентка филфака, отличница. Её, видимо, тоже достали современные учебники. Теперь дела пойдут быстрее.
Вы тоже не отставайте. Кроме русского языка есть ещё куча школьных предметов, где нет нормальных учебников. Не стоит уповать на федеральный перечень. Мне кажется, там не скоро что-то изменится. Так что, присоединяйтесь, мы поможем.
И, конечно же, смотрите третью часть фильма «ФГОС-2021. Русский перевод»:
P.S.: Подписываться на канал не предлагаю. Думаю, что вы сами всё уже для себя решили.
#школа #общее образование #фгос #учитель #школьные учебники #русский язык