Найти тему
История войн и оружия

Советский танк Т-46-1 преемник Т-26. Часть I. Разработка и испытания.

13 февраля 1931 г. Красная Армия получила на вооружение легкий танк Т-26, это была лицензионная копия английского Vickers Mk.E, он сменил на конвейере завода "Большевик" Т-18 (МС-1).

Попытки модернизации Т-18 не удались, поэтому стали копировать английский танк, Т-26 стал рабочей лошадкой Красной Армии. Она была медленнее, но в 1,5 раза дешевле, надежнее, имела запас по модернизации, а также была более стабильной платформой для 45-мм орудия.

Из минусов можно отметить слабость двигателя и склонность его к перегреву, по пересеченной местности следовало двигаться аккуратно, чтобы не потерять гусеницы.

В 1933 г. Т-26 получил радиостанцию 71-ТК в кормовой нише башни. Вообще машину постоянно дорабатывали, но уже летом 1933 г. встал вопрос о замене Т-26.

Выбор пал на колесно-гусеничный вариант Т-26. Разработкой нового танка занялся опытный завод № 185 Спецмаштреста, его директором стал Н. В. Барыков.

Первоначально танк носил обозначение Т-26А, весить он должен был 10 т, получил двигатель мощностью 200-250 л. с., он должен был развивать скорость 50 км/ч, на колесном ходу - 70 км/ч. Запас хода был 300 км. Вооружаться он должен был 45-мм пушкой и пулеметом. Экипаж должен был быть из 3 человек.

В октябре машина получила индекс Т-46. Доработке танка мешала чрезмерная загруженность завода № 185, он разработал Т-28 и Т-35, доработал Т-26. Одновременно завод вел очень большое количество проектов, что влияло на сроки разработки.

Большой вклад в создание новой машины внес М. В. Симский, М. П. Зигель, О. М. Иванов и С. А. Гинзбург. Эскизный проект Т-46 был готов к 30 ноября 1933 г.

По расчетам боевая масса составляла 11 т, по массе и габаритам машина получилась равнозначной БТ-5. Завод № 185 создавал танк, который теоретически мог заменить Т-26 и БТ-5.

Мотор думали поставить МТ-5 воздушного охлаждения на 300 л. с., который разрабатывался силами КБ завода № 185. На гусеницах максимальная скорость должна быть 50 км/ч, а на колесном ходу - 75 км/ч.

Для колесно-гусеничного хода танк получил пружинную подвеску, по типу Кристи, опорные катки напоминали БТ. Только у Т-46 ведущими были две пары катков, а привод шел через карданы, а не через гитару, как на БТ. Управлялись на колесном ходу первые две пары опорных катков. Танк должен был получить не только 45-мм пушку, но и 76-мм полковую пушку (КТ-28) либо танковую 76-мм пушку ПС-3. С правой стороны хотели поставить огнемет КС-2, с пушкой должны были спарить пулемет ДТ. Поэтому башня Т-46 была больше, чем у Т-26.

Появились проблемы со сложностью коробки передач, оказалось, что трак был слишком узким для обеспечения нормальной работы резиновых бандажей опорных катков. Были проблемы и с изготовлением мотора МТ-5. К тому же заводы-смежники систематически затягивали сроки изготовления отдельных узлов и агрегатов машины.

В ходе разработки башню выпуклой формы, как на опытных Т-35 сделали плоской, для упрощения изготовления.

Даже проводились работы по установке обтекателей на танк, чтобы он развил скорость 100 км/ч, но дальше продувок модели в аэродинамической трубе дело не пошло.

Вместо ноября 1934 г. машину сдали только в мае 1935 г. Налаживанием кооперации с заводами-смежниками занялся М. И. Кошкин.

На крыше башни появился зенитный пулемет ДТ, который был разработан для Т-26 и БТ-5. Еще один пулемет поставили в кормовой нише башни, всего стало три пулемета.

Машина стала весить около 15 т. Рост массы был связан с увеличением толщины брони, которую довели до уровня Т-26. От четырех управляемых колес оставили два.

Опытный Т-46 на испытаниях
Опытный Т-46 на испытаниях

На испытаниях узкая гусеница, к тому же с шагом траков не совпадающим с шагом ведущего колеса слетала. Нормального сцепления с землей гусеница не обеспечивала.

В конце концов взяли траки от среднего танка Т-28. Масса выросла на 426 кг. Удельное давление на грунт снизилось, что хорошо сказалось на проходимости.

На колесах максимальная скорость была 52 км/ч. Причем двигаться можно было на 3-й передаче, а 4-ю выбивало.

. Что же касается эталонной машины, то она должна была получить облегчённый трак. На колёсном ходу удалось развить максимальную скорость 52 км/ч. При этом машина двигалась на 3-й передаче, поскольку 4-ю передачу выбивало.

Доработки продолжались до 4 октября, машина прошла существенно большое расстояние.

Общий пробег составил 1 020 км, 374 на колесах и 646 на гусеницах. На колесах максимальная скорость была 82 км/ч, на гусеничном - 56,3 км/ч. В среднем на колесах скорость была 40 - 50 км/ч, на гусеницах - 35 - 45 км/ч.

Проблемой для танка стал проселок, на нем машина буксовала и зарывалась ведущими колесами. Один раз танк улетел в кювет на проселке. Такие же проблемы были у БТ-7, который также по проселку нормально двигаться не мог.

Более уверенно на проселке вел себя БТ-ИС с приводом на три пары опорных катков.

Увереннее Т-46 вел себя на гусеницах. На вязком грунте он поднимался на 20-градусный подъем, но на первых испытаниях на оригинальной гусенице он буксовал.

На гусеницах от Т-28 танк преодолел подъем крутизной 34 градуса. Она преодолевала косогор с 20 градусным креном. На заводских испытаниях Т-46 преодолел вертикальную стенку высотой 0,8 м, встал на дыбу и ударился передней частью о землю, механик-водитель ударился головой об угольник приборного щитка.

Запас хода на колесах составил 350 - 400 км, на гусеницах - 175 - 200 км. Возникли вопросы к ряду узлов и агрегатов, подвеске, трансмиссии и органам управления. Из плюсов можно отметить отсутствие повреждений бандажей опорных катков, а у БТ и Т-29 они повреждались.

Т-46
Т-46

В районе Ленинграда прошли войсковые испытания.

Т-46 в лесу.
Т-46 в лесу.

Средняя скорость была 49 км/ч. Машина прошла 31 км, после чего сломался кривошип балансира заднего левого опорного катка из-за производственного дефекта.

Разбитую проселочную дорогу, покрытую мокрым снегом глубиной 10 - 5 км, танк преодолел со средней скоростью 17 км/ч. Заболоченную пересеченную целину, также под снегом глубиной 10 - 15 км, машина преодолела со средней скоростью 14 км/ч.

Максимальный угол преодолеваемого крена составил 30 градусов. Машина успешно прошла окоп шириной 2,5 м и вертикальную метровую стенку. Также была пройдена воронка диаметром 8 и глубиной 2,5 м. По шоссе запас хода составил 200 - 225 км, а по разбитому проселку и целине 90 - 110 км.

Дефекты были, но они носили производственный характер.

Изучили места экипажа. Залезать на место мехвода было неудобно из-за рулевого колеса. Неудобным был ветровой щиток, посадку мехвода признали утомительной. При езде руль бил водителя по рукам. Основные претензии касались колесного хода.

Оценка боевого отделения была выше. В башню можно было забираться удобно, укладку боеприпасов признали нормальной. Были и претензии: сиденья не регулировались по высоте, неудобно размещалась радиостанция, огнемет и спуск спаренной установки вооружения.

Отмечалось неудобство обслуживания агрегатов. Подвеску предлагали сделать более мягкой.

Но в целом испытания танка признали успешными. Не смутила комиссию и цена танка в 200 000 рублей, против 80 000 у Т-26. Машину решили принять на вооружение.

Спасибо за прочтение.

Источник: Пашолок Ю. Колесно-гусеничный тупик.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***