Даже самый успешный бизнес может столкнуться с периодом спада и кризисным явлениями. Они возникают по разным причинам и имеют различную длительность. Умение предпринять правильные действия поможет преодолеть негативные явления и даже стать еще сильнее. Посмотрим, что может предпринять малый бизнес в период кризиса.
Сфокусируйтесь на главном
Кризис - не время совершать необдуманные шаги и планировать масштабный рост. Хотя бы потому, что вы не знаете, что произойдет завтра и какие угрозы принесет будущее.
Поэтому потребуется сфокусироваться на том, что важнее всего. А в данном случае - это ваша целевая аудитория. И вот почему:
- Здесь больше вероятность найти лояльных клиентов
- Не придется тратить время на исследования - это уже известный вам пул потенциальных заказчиков
- Есть возможности для роста, если найти еще не закрытые потребности целевой группы
Таким образом, кризис - повод проработать вашу целевую аудиторию с еще большей тщательностью. Уверены, там вас ждет множество интересных открытий.
Автоматизация и цифровизация
В сложные периоды усиливается конкуренция. Покупательская способность падает, рынок сжимается. Да, конкуренты тоже уходят, но с теми, кто остался, придется воевать за внимание клиентов сильнее. Поэтому ускорение процессов придется как нельзя кстати.
Чат-боты, работа корзины онлайн, предзаказ, платежи и их возврат на сайте - все это будет приятно для потребителя, который привык экономить свое время, и потери сильно сократятся.
Полезным будет также проанализировать воронку и найти, где именно самые большие потери: из какой точки клиент уходит. Проведя эту аналитику, вы сможете быстрее решить вопрос цифровизации и определиться с ее этапом.
Будьте готовы к переменам
Кризис - это всегда непредсказуемость и нестабильность. Поэтому необходимо быть готовым к быстрому и адекватному реагированию на ситуацию. Чем раньше у вас получится адаптироваться, тем больше выгод вы получите: подстроитесь под запросы клиентов и опередите конкурентов.
Для того, чтобы изменения были вам выгодны, внимательно отнеситесь к расчетам при построении новой бизнес-модели. Это поможет, к примеру, учесть все расходы. Идеально, если у вас получится построить несколько бизнес-моделей и выбрать самую рабочую.
Стремитесь к сильным
Полезно кооперироваться с крупными игроками (Ozon, Lamoda), принимать участие в партнерских программах и активно сотрудничать. Это расширит ваши возможности в привлечении новых клиентов, так как там уже создан трафик и отлажены все процессы.
Да, такие игроки, как правило, имеют серьезные требования к тем, с кем работают, но выгода окупит затраченные усилия.
Будьте в тренде
Внимательно следите за тенденциями рынка, новыми технологиями и тем, что внедряется в развитых странах. Ведь очень скоро тренды будут реализованы на местном рынке, поэтому важно быть одним из первых, кто предложит покупателю более технологичный и соответствующий запросам продукт.
Кризис, это не повод полностью отказываться от роста и развития. Да, серьезно масштабироваться не стоит, но даже плотно поработав с целевой аудиторией, вы увидите много вариантов для развития, которые не потребуют масштабных перемен.
Если вы научитесь воспринимать сложности не как преграду, а как трамплин для роста, то на самом деле сможете не только не ухудшить свое положение, но и серьезно продвинуться вперед.