Найти в Дзене
Uroboros

Как снять хороший фэнтези-фильм

Игра Престолов
Игра Престолов

Снять фэнтезийный фильм – задача непростая. В последнее время попытки создать что-то в этом ключе оборачиваются либо провалом, либо очень низким интересом со стороны аудитории. Можно развести руками и сказать, что во всем виноват жанр. Такой уж он, непопулярный в среде среднестатистического потребителя кино. А то, что какая-нибудь «Игра Престолов» стала безумно популярной, так это потому, что умело увлекла аудиторию провокационными сценами. 

Нет, на самом деле причина неудач этих картин в несерьезном отношении продюсеров и режиссеров к материалу. Они не хотят делать фильмы правильно, потому что не уважают саму идею «Вторичного Мира», как называл его Толкин.

1. Диалоги. Хорошему и успешному фэнтези необходимы настоящие диалоги. Настоящие, значит – такие, какие обычно бывают в фильмах Мартина Скорсезе, Тарантино или Гая Ричи. Может показаться странным – как это? Чтобы гномы вместо произнесения возвышенных и пафосных речей говорили естественно и непринужденно, подобно нам с вами? А почему нет? Они и должны так говорить. Естественность происходящего делает выдуманный мир живым. Откройте лучшие произведения в жанре «Властелина Колец», «Гарри Поттера», «Песни Льда и Огня». Авторы каждого из них стремятся к тому, чтобы их персонажи говорили непринужденно. Да, там есть пафос, но в рамках и по делу.

«Живые» диалоги должны быть и в кинофэнтези. Это повысит шансы на успех. Зритель вовсе не туп, как многим хочется думать. В тех же фильмах от Марвел есть место нормальным разговорным сценам, без фраз о «важности спасения человечества» и «избранности героя». Или другой клишированной чуши вроде: «Кто ты, странник? Что ты забыл в этих краях?»

Все речевые клише персонажей фэнтези, фильмов или сериалов придуманы людьми, которые считают этот жанр детским. Однако в нем не больше детского, чем везде. Гномы и эльфы переживают те же эмоции, что и люди.

2. Загадочность и таинственность. Без этого «Вторичного Мира» не состоится. Что это значит? А то, что нет ничего глупее, чем нарисовать на компьютере замок и показать его во всей красе. А потом еще несколько раз показать с каждого ракурса. Чтобы было видно абсолютно все.

Как бы круто он ни был нарисован или построен, снимать его таким образом ни в коем случае нельзя. Нет загадочности и таинственности. Вместо них перед нами – компьютерная моделька или декорация.

Интерес возникнет, если показывать строение не целиком, а частями, захватывая внимание зрителя. Например, глазами главных героев. Показывать лишь то, что видят они, или же с их позиции. Что там – за углом, куда они заглянуть не в состоянии, можно обозначить мельком. Ведь так и происходит в жизни, мы не обозреваем все и сразу. Только то, что попало в наш угол обзора. Благодаря этому нашему «несовершенству» в нас рождается желание увидеть больше. Мы ощущаем, что за каждым поворотом есть своя жизнь и история, о которой мы еще не знаем.

Хоббит: Нежданное Путешествие
Хоббит: Нежданное Путешествие

В современных фильмах этот метод игнорируется. Панорамных кадров тьма тьмущая. Леса, города, чудовища бесстыдно сняты общими планами. Нате – смотрите. Вы же этого хотели? Насладиться фотореалистичной графикой. Горами, водопадами, эпическими городами, где копошатся маленькие людишки. В экранизации «Варкрафта» таких кадров сотни. Провалился он со вкусом.

В качестве примера, когда зрителя мастерски вводят в фантастическое окружение, можно привести «Лабиринт Фавна». Этот фильм – образцовая работа по созданию осязаемой сказочной атмосферы. Причем в нем нет ни одного панорамного кадра в стиле «Властелина Колец» и нет ни секунды, потраченной на смакование природных красот.

Лабиринт Фавна
Лабиринт Фавна

Одна из важнейших сцен в фильме – логово Бледного Человека. Все детали помещения обозреваются глазами главной героини.

Лабиринт Фавна
Лабиринт Фавна

Она смотрит на монстра, и камера ловит его. Поднимает глаза на стену и видит фрески вместе со зрителем. В завершении ее взгляд падает на сваленную детскую обувь, и, может быть, у кого-то возникнут знакомые ассоциации… А может, и не возникнут.

Лабиринт Фавна
Лабиринт Фавна

Недосказанность сцены делает ее волнительной. А еще больше делает ее такой то, что во второй раз этого не покажут.

3. Жуткость. Темное фэнтези, низкое фэнтези, реалистичное, – называйте, как хотите, но если дизайн ваших орков не внушает ужаса, то можете ставить на работе крест. Пусть у фильма рейтинг PG-13 – с отсутствием насилия, однако устрашающими чужеродные расы в нем быть обязаны. Я употребил слово жуткость, потому что оно совершенно уместно. Попробуйте оказаться рядом с диким хищником. Симпатичным котиком, казалось бы, но как же неприятно видеть его клыки и когти! Срабатывает инстинктивная настороженность. А здесь – орки, гоблины, василиски, мантикоры, виверны и прочие обнаженные феи с идеальной кожей.

Легенда о Зеленом Рыцаре
Легенда о Зеленом Рыцаре

Они же – чуждые нам и странные. Необходим впечатляющий дизайн и сильное исполнение. Сейчас не то время, когда было достаточно воссоздать на экране монстра. Просто «чудик» никого не удивит. Важно, чтобы он производил на зрителя какой-либо эффект.

Поэтому жуткость, как мне кажется, это именно то, что нужно. Остальное, вроде комичности, мультяшности, веселой причудливости, активно используется в фильмах по комиксам. Для фэнтези оно не подойдет.

Ведьмак
Ведьмак

4. Убрать глянцевость. Современные фэнтези-фильмы и сериалы – чрезмерно яркие и прилизанные. Взять того же «Ведьмака». Персонажи там выглядят как модели для подиума, дома и замки – словно декорации к фестивалю ролевиков. И все это залито сочной, как в модной рекламе, цветокоррекцией. Или «Хроники Хищных Городов», спродюсированные Джексоном. Фильм о постапокалиптическом мире и социальном расслоении. Почему же визуально он такой кукольно-вычурный? Где мрачность и суровость? А нет их, потому что создатели в очередной раз снимали подростковое кино.

Хроники Хищных Городов
Хроники Хищных Городов

Но, слава богу, существует «Игра Престолов» – лучшая экранизация фэнтези на данный момент. Даже учитывая жесткую критику в адрес последних сезонов. Шоураннеры, режиссеры и актеры максимально серьезно отнеслись к жанру и выстроили тот самый «Вторичный Мир», о котором говорил Толкин. Возьми любой кадр из любого сезона и не поймешь, что это фэнтези. Можно подумать, что перед нами – события из Средневековья нашего мира. Нет, мир другой, просто работа проделана филигранная.

Игра Престолов: Битва Бастардов
Игра Престолов: Битва Бастардов
Игра Престолов
Игра Престолов

Когда дело касается фантастических элементов, сериал реализует их величественно, а не глянцево. Сдержанные пастельные тона придают драконам, мамонтам и гигантам ощущение естественной красоты, древности и суровости. Такая атмосфера не позволяет зрителю смотреть на «Игру Престолов» свысока, как на что-то молодежное. Факты свидетельствуют – это самый успешный сериал 10-х годов. А ярость и недовольство последними сезонами только подчеркивают, насколько он был важен для людей.

#фэнтези #игра престолов #кино

Игра Престолов
Игра Престолов