Интересно, что человеку очень нравится что-то слишком большое или, наоборот, маленькое. Это касается и людей, и живой природы, и сделанного руками человека. К примеру, мне очень нравятся всякие макеты городов, железных дорог и тому подобное. Но еще больше – что-то огромное.
2021-й год, к сожалению, стал критичным для огромных объектов, по крайней мере, в Подмосковье. Зимой рухнул гигантский шар под Дубной, а весной разобрали абзетцер под Воскресенском. Долго я собиралась про него написать, но так и не случилось. Пусть это будет пост его памяти – штука была уникальная, и очень жаль, что все так произошло.
Мы добрались до абзетцера в сентябре 2019 г. Думаю, что сейчас уже можно написать про смекалистых сторожей, которые, кто за 100 руб., кто за бутылку водки, проводили экскурсии по технике, разрешали подняться наверх. Это было негарантированно, зависело от настроения сторожа, но нам повезло: все показали, рассказали, но очень просили не выкладывать в сеть фотографий внутри. Но таких фото уже полно, да и абзетцер почил в бозе( А как было бы классно, если бы оставили его, возили бы туда экскурсии, ведь в кипе с Белой горой (огромным отвалом фосфогипса) это была потрясающая поездка. Но у нас, похоже, легче сломать, чем не сломать( Хотя, может, этот абзетцер постигла лучшая судьба, чем его сородичей – тех порезали на металлолом, а этот, по слухам, разобрали и продали в Узбекистан.
Немного истории: Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала 1930-х гoдoв 20-го века. Тогда же и был основан Егорьевский фосфоритный рудник. В начале 70-х его объединили с Лопатинским фосфоритным рудником, и на их базе создали Подмосковный горнохимический комбинат.
Фосфориты залегали близко от поверхности, поэтому стали добывать их открытым способом и использовали для этого многоковшовые экскаваторы.
В России первая паровая землечерпалка была построена на Ижорском заводе под руководством А. А. Бетанкура в 1820-х годах, а производство одноковшовых экскаваторов у нас было начато в 1901 г. на Путиловском заводе. В СССР производство экскаваторов было организовано в 1931 г.
Многоковшовый экскаватор был изобретён во Франции в 1860 г. и потом широко применялся в Германии на открытых горных работах по добыче бурого угля. И немцы научились хорошо их делать. Под Егорьевском как раз и работали два немецких добывающих многоковшовых карьерных экскаватора Bukau ES-400-20/8 – цифры в названии: 400 литровый ковш, 20 метров максимальная высота и 8 метров максимальная глубина копания. Они трудились с 60-х до лихих 90-х, когда никому стали уже не нужны, и в 2003-2006 гг. были разрезаны на части, полностью разобраны и вывезены. Кстати, пишут о том, что в конце 80-х годов около Луховиц был собран абзетцер с объемом ковша 710 (!) литров. Но простояв без работы несколько лет, был растащен на металлолом(
Абзетцер - от немецкого - absetzen — отгружать в отвал.
Но еще один экскаватор уцелел. Его отрядили на добычу формовочного песка, который используется для производства стекла. Итак, познакомимся.
Многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710 с объемом ковша, как понятно из названия, 710 л. Год выпуска – 1983 г., высота с 5-этажный дом, вес 1800 тонн, работает на электричестве - две подстанции и трансформатор на 6000 В, потребляет 108 кВтч.
Ковши (всего их 36) расположены на длинной стреле-основании, и зачерпнутая ковшами порода отправляется внутрь машины, где попадает на крутящийся диск, а потом на ленту, и оттуда отгружается в вагон.
Состав 12 вагонов загружается за 12 минут. Изгиб стрелы регулируется тросами, на которые подвешены ее звенья. Абзетцер работал с мая по октябрь-ноябрь, на зиму его консервировали.
Рядом с абзетцером шагающий экскаватор-драглайн "НКМЗ" ЭШ-11/70 Новокраматорского Машиностроительного Завода (11 - объем ковша в куб.м., 70 – длина стрелы в метрах, вес 700 тонн). Он «готовит почву» для своего коллеги в прямом смысле этого слова – удаляет верхние слои почвы.
Если смотреть на снимок, то видно, какие веера от добычи остались на местности. По каждому такому «пальчику» двигался экскаватор, и к нему подтягивали рельсы для поезда – в паре с экскаватором работал и путеукладчик. За день он мог передвинуть рельсы на 30 метров.
Сейчас большую часть этих полигонов засадили соснами, в карьерах образовались озера, и место превратилось практически в Прибалтику – сосны, вода и песок)
Кстати, в Германии, откуда родом наш абзетцер, есть музей под открытым небом — Феррополис, железный город. На берегу карьера стоят гиганты, и там проводятся разные фестивали. Вот было бы чудо – под Воскресенском среди песчано-сосновых ландшафтов огромный музей-абзетцер. Но у нас, увы, выгода или, наоборот, бесхозяйственность правят бал(