Иисус Христос часто говорил притчами. Притча — это удивительная форма изложения мысли: когда идея преподносится в краткой, и иногда даже упрощенной форме.
Евангелист Матфей пишет, что слова из псалма «Открою уста мои в притче» (Пс. 77:2) исполнились на Иисусе Христе
«Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». (Мф 13:34,35)
И мне лично кажется, что Христос говорил притчами для того, чтобы защитить Свою мысль от искажения. Ведь Ему известно, что слова Его попадут в священную книгу, которая будет много раз переводиться на другие языки, а при переводе часто происходит замена слов, и даже понятий (какие-то понятия устаревают, и выходят из речевого оборота), а каких-то слов попросту нет в том или ином языке. А вот мысль, сжатая в образ, в притчу, сохранится при переводе на любой язык.
Давайте прочтем одну из Его притч: а именно, на притчу о богаче и Лазаре. В ней говорится о некоем богатом горожанине и нищем по имени Лазарь. Один жил в роскоши, а другой питался крошками со стола богача. Оба умерли. И богатый попал в место мучений, а бедный — в некое место утешения, названное «лоном Аврамовым». И между богачем и Авраамом происходит диалог. Богатый из места мучения обращается к Аврааму с просьбой послать к нему Лазаря, чтобы тот, смочил его губы хотя бы каплей воды со своего перста. Но Авраам говорит, что Лазарь получает воздаяние, в то время как богатый уже получил свое при жизни. Кроме того, между двумя областями существует непроходимая пропасть, которую невозможно преодолеть. Тогда богач просит о своих братьях: «Пошли Лазаря в дом к братьям», чтобы они изменили свою жизнь и не попали сюда же. На что ему дан такой ответ: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». (Лк. 16:19–31)
Здесь можно увидеть несколько смысловых уровней.
Очевидный смысл притчи: это указание на необходимость любить ближних. Если ты богат и имеешь возможность помогать другим, нужно это делать, чтобы потом не оказаться в худшем состоянии, чем тот, кого ты сейчас презираешь. Об этом же говорит Христос в другом месте, описывая суд и воздаяние. Разделение происходит на основании следующих факторов: кормил ли ты голодных, одевал ли нищих, посещал ли больных, и находящихся в темнице и т.д. (Мф 25:31–46)
По сути то же самое. Богач презирал нищего Лазаря, и по итогу своей жизни попал в место мучения.
Другой смысл, который, как оказалось, видят не все, является указанием на посмертное состояние души. Душа умершего Лазаря вознесена ангелами в место утешения, а душа богатого грешника попадает в место мучения. А ведь их тела покоятся в земле. Мы можем прочесть о похоронах богача (Лк 16:22). Но и Лазарь, как сказано умер, а значит похоронен. По всей вероятности, его тело тоже где-то покоится. Наверняка не в такой пышной гробнице, как у богача. Но это и не важно. Важно, то, что души после смерти продолжают существовать. При этом у них сохраняется память (богач думает о братьях), чувства (богач страдает, а Лазарь наслаждается), и они не потеряли возможность общаться.
Детали притчи, понятное дело, не передают реального положения вещей, но в целом притча говорит ясно о том, что после смерти жизнь продолжается. До всеобщего воскресения душа не исчезла, не спит, но продолжает существовать, чувствовать, мыслить.
Следующий смысловой уровень — это указание на реального Лазаря, воскрешенного Христом. Иисус воскрешал умерших и до этого, но воскрешение Лазаря выбивается даже из этого ряда очевидных чудес, как нечто особенное. Христос воскрешает Лазаря на четвертый день, когда, в организме умершего уже начались необратимые процессы. Но Бог повернул их вспять, и вывел из гроба реального Лазаря (Ин 11: 1–53).
В чем сходство этих двух случаев? Это, прежде всего, имя — Лазарь, и воскрешение, возвращение из мира мертвых в мир живых. В притче воскрешение лишь обсуждается: «Если воскреснет, не поверят». В реальности так и произошло: Лазарь воскрес, но враги Христа не покаялись, не изменили своей жизни, не признали в Иисусе ожидаемого Мессию. Но вместо этого решают Его убить (Ин 11:53)
Все притчи и слова Христа наполнены глубокими смыслами, которые порой открываются читающему постепенно: слой за слоем, уровень за уровнем. Вникая в притчу о богаче и Лазаре, мы сегодня, знакомясь со священными текстами, переведенными на наш родной язык, все же понимаем, что жизнь временная — это только начало, и нужно постараться прожить так, чтобы потом «не было мучительно больно….». Мы понимаем, что души после смерти продолжают свое существование, и что место посмертного пребывания души зависит от дел, поступков и мыслей, которые совершает человек при жизни.
Слава Богу за всё!
Александр
===================================================
Если вы считаете, что статья полезная, поддержите развитие канала. Это придаст дополнительной мотивации автору. Реквизиты для поддержки. Спасибо