«Раздача продовольствия» и «Корабль помощи»
Иван Константинович Айвазовский
Во второй половине 19 века, в России, начался сильный голод из-за ежегодного экспорта сельскохозяйственных ресурсов по странам Европы. Правящий тогда император Александр |||, комментировал происходящее так:
«Голодающих в России нет»
На сложившуюся ситуацию в стране отреагировали представители Американской общественности и под главенством Уильяма Эдгара в 1891-92 годах была собрана гуманитарная помощь, отправленная кораблями в Россию и разосланная по стране поездами.
Этот исторический сюжет Айвазовский с присущей ему романтичностью запечатлел в двух своих картинах — «раздача продовольствия» и «корабль помощи»
К сожалению, картины были запрещены к показу по личному распоряжению Александра |||, поскольку они отображали те нелицеприятные реалии, которые власти хотели скрыть от общественности.
Эта ситуация вынудила Айвазовского покинуть родину и отправиться в США с несколькими своими картинами, в числе которых находились и запрещённые. Художник передал «нежелательные» полотна в вашингтонскую галерею Коркорана, где они хранятся и по сей день.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Илья Ефимович Репин
Картина была написана Репиным в 1883-1885 годах под впечатлением от нескольких событий.
Первое из них произошло в 1881 году, тогда из-за взрыва бомбы был убит император Александр ||
Второе событие, повлёкшее за собой желание написать картину — это поход на концерт, где исполнялась симфоническая сюита «Антар», написанная Римским-Корсаковым.
Третье событие — поездка в Европу в 1883 году, где Репин посетил бои быков, а так же выставки, где всё было заставлено картинами с кровавыми сюжетами.
Как говорил сам Репин:
«Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, подступиться к которой было страшно — несдобровать! И естественным было искать выхода наболевшему в истории»
Таким образом, на свет появилась картина с откликом из прошлого с мольбами о настоящем, о будущем.
Многие критики и художники были восхищены тем, что Репин создал, а известный коллекционер Третьяков даже купил это полотно, но императору Александру ||| картина крайне не понравилась и 1 апреля 1885 года подверглась цензуре. Запрет на показы картины был снят лишь через 3 месяца, 11 июля того же года, по просьбе одного приближённого ко двору художника — АП Боголюбова.
«Мистерия ХХ века»
Глазунов Илья Сергеевич
Мистерия — переводится как церемония, средневековый жанр театрализованного представления.
Илья Глазунов жил во времена СССР, когда всё искусство держалось строго в рамках социалистического реализма.
Оттого, его картина «Мистерия XX века» вызвала сильнейшее недовольство у правительства. Почему?
Написанная в 1970-е годы, она должна была стать главным экспонатом, готовящейся выставки в зале Союза художников на Кузнецком мосту в Москве.
Но содержание картины с саркастичным изображением на ней конкретных политически и социально важных лиц оказалось слишком вопиющим по тем временам.
Глазунову стали поступать угрозы о депортации из Советского союза от партии ЦК, министерства культуры и официального союза художников, но автор скандального полотна отказывался снять его с экспозиции. В итоге приговор был смягчён «ссылкой» в Сибирь на «БАМ» писать портреты передовиков строительства.
Несмотря на все старания правительства скрыть «Мистерию» из виду, фото картины разлетелось по всему Советскому Союзу и получило сильную огласку среди общественности.
В 1988 году полотно всё же выставили в Московском доме молодежи.
Вместо заключения
Рано или поздно любые цепи цензуры спадают и сокрытое выходит на свет, режет глаз, вызывает улыбку, рассеивает страх.
До следующих встреч. Я снова вас найду и постучу в вашу дверь.
Ваша опасность,
Mr. Breaking Bad
#картины #история России #искусство #цензура #глазунов #репин #айвазовский