Психология в какой-то момент стала очень конкурентной средой. Специалистов много. Клиентов тоже, но ощущение, что за них нужно побороться появляется всё чаще. И тут возникает проблема… Нет, не в том, что клиентов на всех не хватит. А в том, что психологи тему конкуренции старательно игнорируют.
С 90-х в СНГ тема конкуренции плотно ассоциируется с рэкетом, перестрелками и чем-то ужасным, токсичным и опасным. В то время как на западном рынке говорят, что здоровая конкуренция помогает развиваться всем, в России всё ещё можно встретить кейсы, когда достаточно крупные компании лоббируют закон, который вытесняет конкурентов с рынка (нет, так бывает не только в России, но мы живём здесь и рассматривать будем нашу реальность). В такой среде говорить о конкуренции хочется только в пренебрежительном ключе.
При этом конкуренцией пронизана вся наша жизнь. Сама эволюция — это та ещё конкурентная борьба, причём недобрая. Ведь многие виды оказались за бортом, потому что не смогли приспособиться к меняющимся условиям.
Конкуренция — это не желание «замочить» другого. Это естественное желание превзойти, стать лучше. И тут кроется ещё одна неприятность, из-за которой от конкуренции хочется отмахнуться. Иногда желание стать лучше путают с необходимостью служить клиентам.
Я часто слышу, как психологи представляют, что выигрывать конкуренцию равно проводить бесплатные консультации, разрешать клиентам круглосуточно писать в мессенджеры и т. д. Но это не так. Быть лучше — это не значит терять границы.
Быть лучше — это постоянно учиться, совершенствовать навыки консультирования, делать полезный контент, следить за последними научными открытиями в своей области. То есть заниматься тем, чем и так обычно занимается хороший специалист. Так в чём же проблема?
Вытесняя конкуренцию из поля сознания, утверждая, что «я не конкурирую с другими психологами», мы вытесняем эту тему в бессознательное. А значит, продолжаем конкурировать, но делаем это из Тени. Отзываемся нелестно о коллегах, бессознательно копируем чужой инстаграм, а также много злимся, раздражаемся и обижаемся, не понимая силу и причину этих чувств.
Мы все конкурируем за клиентов. При этом конкуренция не означает конец сотрудничеству. Можно объединяться, помогать друг другу, делиться и развиваться вместе. Конкурировать осознанно — это азартно, весело и полезно. А вот вытеснение таких больших кусков жизни ещё никому не помогало) Конкурируйте этично и осознавайте это.