Санкт-Петербург по праву считается одним из самых "европейских" городов России: учитывая тот факт, что город был построен в 1703 году, и старинной архитектуры у него нет, а, соответственно, и естественного развития зодчества.
Петербург строился по строгим генпланам, а его облик формировали иностранные зодчие, приглашённые сюда с главной целью - превратить город в европейскую столицу. Не удивительно, что и в дальнейшем архитектура Петербурга развивалась по европейскому пути: поэтому в наши дни в Северной Столице можно встретить здания в архитектурных стилях, характерных для Европы, но совершенно не характерных для России. И одним из самых ярких примеров подобного стиля является неоренессанс - о нём мы сегодня и поговорим.
Стиль неоренессанс встречается в других городах России, но в единичных и, я бы сказал, исключительных случаях, тогда как в Петербурге во второй половине 19 века он развивался наравне с другими стилями так называемой поздней эклектики (период в истории архитектуры России, когда господствующими стилями стали историзмы - стили, вдохновлённые архитектурой прошлого).
Сегодня я постараюсь рассказать вам о самых интересных примерах неоренессанса в архитектуре Петербурга, а также поведать о самом стиле неоренессанс в целом. И начать я предлагаю как раз таки с теоретического аспекта: сначала разберёмся - что из себя представляет неоренессанс, а уж потом познакомимся с ним на отдельных примерах.
История и отличительные черты стиля
Основной вдохновитель неоренессанса - архитектура эпохи Итальянского Возрождения, существовавшая приблизительно с 15 по 17 века. Сама суть стиля ренессанс отражается в его названии - "la rinacita" (итал. расцвет, возрождение, оживление), отсылающая к наступлению новых времён, сменяющих серое и мрачное средневековье.
Основная идея стиля - отход от готики в сторону классической, античной архитектуры, переосмысление и дополнение её канонов. Главные принципы ренессанса - пропорции, лаконичность построек, чёткое членение фасадов по вертикали и горизонтали.
К архитектуре ренессанса в Европе вернулись спустя полтора столетия - в 19 веке в Европе был в моде "историзм", и архитекторы постоянно обращались к стилям прошлого - они использовали их основные черты, применяя их в зданиях нового типа, тем самым переосмысливая старые стили.
Для более чёткого понимания неоренессанса, ещё раз выделю его отличительные черты:
- Симметрия - фасад не может быть асимметричным, так как главная идея стиля неоренессанс - соблюдение чётких пропорций
- Горизонтальное и вертикальное членение - фасады как бы делятся на равные части за счёт пилястр и полуколонн по вертикали, карнизов и чередований типов оконных проёмов по горизонтали
- Рустовка - облицовка нижней части здания (реже - всего фасада) плиткой, сложенной из крупных четырёхугольных камней, неотёсанных с лицевой стороны, но ровно подогнанных по краям. В иных случаях встречается облицовка фасада мрамором.
- Бифорий (или венецианские окна) - оконные проёмы характерной формы, впервые появившиеся в Венеции в эпоху ренессанса. Бифорий - это оконный проём арочной формы, разделённый внутри на два окна, между которыми находится колонна. Также могут встречаться и обычные окна, но обязательно с полукруглым завершением.
- Скульптура - часто на фасадах зданий в стиле неоренессанс встречаются скульптуры в античной стилистике, а также прочие элементы декоративного убранства (вазоны, барельефы и т.д.)
- Карниз - обязательный элемент неоренессанса, без которого нельзя представить здание в этом стиле. Причём карниз чаще всего массивный, выполнен в виде зубцов-машикулей, отсылающих к фортификационной архитектуре
Ну что ж, с теорией стиля мы разобрались - переходим к применению его на практике!
Особняк Кочубея
Дата постройки: 1844-1846
Адрес: улица Чайковского, 30
Архитекторы: Боссе, Кузьмин
В качестве отправной точки неоренессанса я решил выбрать 1840-е годы: именно тогда начался расцвет эклектики в архитектуре Петербурга, а значит тогда же стали появляться первые постройки, во внешнем виде которых можно было различить ренессансные черты.
Одним из первых зданий в стиле неоренессанса стал особняк Кочубея, построенный в 1846 году архитекторами Гаральдом Боссе и Романом Кузьмином на Сергиевской улице (ныне - улице Чайковского).
В этом здании черты неоренессанса бросаются в глаза с первого же взгляда: тут вам и мощная рустовка первого этажа, и характерные венецианские окна, и карниз, украшенный машикулями.
Как и в случае с многими другими зданиями в данной статье, облик фасада особняка Кочубея был вдохновлён архитектурой итальянского ренессанса - именно поэтому многие петербургские постройки в стиле неоренессанс часто называют "итальянскими палаццо". И, дабы доказать это, сравню особняк Кочубея с его возможными итальянскими прообразами.
Рустовка особняка отсылает нас к флорентийскому палаццо Питти (как к одному из наиболее ярких примеров архитектуры эпохи возрождения в Италии), а форма оконных проёмов - к Венецианской архитектуре (в качестве примера могут быть окна Скуолы Гранде-Ди-Сан-Рокко), либо ко всё той же Флоренции, а именно - к палаццо Медичи или к палаццо Ручеллаи.
И таких сравнений можно приводить очень и очень много: я сделаю это лишь один раз, а в дальнейшем буду указывать лишь на менее очевидные аллюзии.
Здание Городской думы
Дата постройки: 1847-1852
Адрес: Думская улица, 3, Невский проспект, 33
Архитекторы: Ефимов, Бонштедт
Ранее мы с вами рассмотрели пример архитектуры неоренессанса в частной застройке: богатые заказчики часто хотели, чтобы их владения были выполнены в чертах европейской архитектуры. Однако неоренессанс встречается в Петербурге не только в особняках и доходных домах, но и в государственных постройках! И самый яркий тому пример - здание Городской Думы, башня которого служит одной из главных доминант Невского проспекта.
В те времена подобный приём объяснялся скромностью неоренессанса в сравнении с другими стилями тех лет. И ведь действительно - ренессанс смотрится куда скромнее того же барокко: декора у него почти нет, но при этом здания в этом стиле смотрятся презентабельно.
Вот и здание городской думы смотрится скромно, но интересно: в меру высокое, но при этом обладающее идеальным ритмом, заданным рядами оконных проёмов, разделённых пилястрами коринфского ордера по вертикали, и мощным карнизом по горизонтали.
Но обратимся к истории строительства думы. Первоначальное здание было построено в 1787 году архитектором Джакомо Кваренги - и на тот момент оно обладало совершенно иной архитектурой (Кваренги выстроил его в стиле классицизм).
В 1804 году здание расширили, построив в его угловой части башню. Для её проектирования из Италии был приглашён архитектор Феррари - именно он и подарил нам думскую башню, облик которой отсылает нас к тосканским кампанилам (квадратные колокольни, образ которых восходит ко временам средневековья, когда итальянские города охраняли с помощью похожих по форме сторожевых башен).
Таким образом, ренессансная башня появилась у городской думы раньше, чем весь её остальной ренессансный фасад - капитальная перестройка здания в новом стиле состоялась лишь в 1852 году, автором проекта которого стал архитектор Ефимов.
Но и на этом исторические и культурные наслоения не закончились - в 1913 году здание думы снова пришлось расширять (чем больше становился город, тем больше ему нужно было место для думы). Эти работы выполнил Александр Кенель: он пристроил к зданию думы ещё один этаж, немного нарушающий общую композицию фасада.
Вот такой вот оригинальный пример наслоений неоренессанса - в целых три этапа!
Малый мраморный дворец
Дата постройки: 1855-1862
Адрес: Гагаринская улица, 3
Архитекторы: Э. Шмидт
Но всё же не всегда неоренессанс - это образец скромности. Взять тот же Малый мраморный дворец, перестроенный в 1862 году архитектором Шмидтом: фасады здания облицованы мрамором (что очевидно из названия) и украшены массой декоративных вставок - от львиных голов до отдельных скульптур!
Особенно хотелось бы выделить не слишком популярный для Петербурга приём - межоконные вставки с гермами (пилястры, из основания которых выходит скульптура, изображающая древнегреческое божество). Подобный приём, при котором древнегреческие языческие символы превращали в украшения фасада здания, был популярен в архитектуре классицизма и ренессанса - как своеобразный возврат к атрибутам древности, но переделанный под современные мотивы.
Стоит также отметить, что автор фасадов Малого мраморного дворца - архитектор Эдуард Шмидт, сразу после окончания Академии Художеств уезжал на несколько лет в командировку в Европу, где особенно много времени провёл в Италии - вероятно, этим можно объяснить и тот факт, что единственная его крупная работа (в каком-то смысле - его magnum opus) была выполнена в стилистике неоренессанса.
Здание Первого Российского страхового общества
Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Большая Морская улица, 40
Архитекторы: Леонтий и Юлий Бенуа
Второй этап развития неоренессанса пришёлся на начало 20 века: тогда эклектика в архитектуре Петербурга уже уходила на второй план, пропуская вперёд себя новый архитектурный стиль - модерн.
Однако архитекторы не спешили отказываться от неоренессанса - просто теперь они старались вплести в старый стиль новые элементы, тем самым осовременив его под новые требования архитектуры. Тем более, что черты архитектуры возрождения всё ещё вызывали большой интерес у заказчиков, для которых здания, построенные в этом стиле, выглядели презентабельно.
Одним из таких примеров стало здание Первого Российского страхового общества на Большой Морской улице, построенное на рубеже веков братьями Леонтием и Юлием Бенуа.
Автором фасадов здания стал Леонтий Бенуа, тогда как Юлий Бенуа занимался планировочными решениями. По воспоминаниям Леонтия Николаевича, изначальным требованием заказчика был фасад во флорентийском стиле. Однако Леонтий Бенуа позволил себе отклониться от этого требования, и в качестве вдохновения выбрал архитектуру Испании времён возрождения.
Главной отличительной чертой испанского ренессанса служит богатый резной декор: если в итальянском возрождении здания были скромны и сдержаны, то в испанском мы можем видеть обилие резьбы по камню, приправленное некоторой тягой к готической архитектуре.
На мой взгляд, Леонтий Бенуа идеально перенёс эти региональные особенности на свою постройку: особенно чётко это видно в декоре балкончиков третьего этажа!
Таким образом, здание Первого Российского страхового общества на Большой Морской улице стало буквально единственным примером архитектуры неоренессанса, имевшего однозначный уклон в сторону испанского зодчества. Тем интереснее и приятнее любоваться этим прекрасным зданием: не только резными узорами, но и всей его композиции в целом, дополненной интересным выбором облицовочного материала - розовым гранитом.
Николаевская морская академия
Дата постройки: 1905-1907
Адрес: 11-я линия Васильевского острова, 8
Архитектор: Дубинский
Одна из самых роскошных построек петербургского неоренессанса расположена на тихой и скромной 11-ой линии Васильевского острова - вдалеке от глаз обывателей. Однако это не умаляет красоты этой постройки - на мой взгляд, Николаевскую морскую академию можно поставить в ряд самых удачных ретроспективных построек в Северной столице!
Сразу поясню использованный выше термин - ретроспективным стилем можно назвать любой архитектурный стиль с приставкой "-нео". То есть, любой стиль, "возрождающий" архитектурные приёмы прошлого, можно считать ретроспективным. Синоним ретроспективизма - историзм.
И в случае с Николаевской морской академией подобный термин особенно применим: нельзя сказать, что здание на 11-ой линии - чистый неоренессанс, так как на его фасаде можно найти черты других "ретро" стилей - в первую очередь, неоклассицизма.
Всё же массивные колонны, увенчанные двуглавыми орлами - это немного из другой "оперы", и к ренессансу это имеет мало отношения. Да и вообще я более не припомню зданий, на фасаде которых были бы изображены двуглавые орлы - не в виде барельефа или геральдического символа, а именно орлы как ожившие персонажи!
Но стоит признать, что ренессанс всё же превалирует в облике Николаевской академии. Особенно это заметно в скульптурном оформлении фасадов. Автором всех скульптур здания стал Матвей Харламов - один из ключевых скульпторов рубежа веков, подаривший нашему городу много интересного: до революции он, в основном, занимался украшением фасадов здания, а вот после переключился на памятники Ленину - Харламов создал первый в нашем городе памятник Ильичу!
Но вернёмся к суте статьи. На уровне третьего этажа находятся четыре аллегорические скульптуры, отсылающие нас к основному назначению здания: военное (меч в руках) и морское (якорь).
Не менее интересно и оформление парадного входа: он представляет собой отдельный портик ионического ордера, украшенный львиным маскароном и роскошной дверью, которая, слава богу, сохранилась до наших дней!
Морская тематика встречается и в других деталях: так, боковые оконные проёмы второго этажа украшены сандриками в виде морских раковин, окружённых растительными узорами. Сверху эту композицию замыкает маскарон, изображающий, судя по всему, морского бога Нептуна.
Уделю также пару слов автору Николаевской морской академии - архитектору Дубинскому. Михаил Хаимович построил не так много зданий в Петербурге - помимо академии, он возвёл два невзрачных доходных дома, а также дом при эстонской лютеранской кирхе на улице Декабристов. Основа же его творческого наследия находится на юге России, где он выполнил множество работ по частным заказам.
Увы, жизнь мастера была непростой: после революции он иммигрировал в Европу, где его ждали страшные испытания - в годы Второй Мировой он оказался в концентрационном лагере, но и оттуда он вышел живым.
Отдельную статью о Михаиле Дубинском я решил не писать, но увековечить память о нём в рамках этой публикации я был просто обязан!
Доходный дом Вавельберга
Дата постройки: 1911-1912
Адрес: Невский проспект, 7-9, Малая Морская улица, 1
Архитектор: Перетяткович
И вот мы добрались до самой спорной постройки петербургского неоренессанса. Как же много людей ненавидит эту работу Мариана Перетятковича - даже в научной литературе я встречал крайне негативные отзывы на доходный дом Вавельберга (местами даже оскорбительные, что, на мой взгляд, совсем уж неуместно для искусствоведения).
И это здание действительно есть за что критиковать: оно располагается в самом центре Санкт-Петербурга (на углу Невского и Малой Морской), и при этом оно настолько массивно, что перебивает все другие окружающие постройки. Ну а мрачный серый фасад лишь усиливает этот эффект!
Впрочем, здание есть и за что похвалить. Его автор, Мариан Перетяткович, был очень талантливым архитектором, и в своей творческой деятельности он много раз прибегал к приёмам неоренессанса. Однако дом Вавельберга стал настоящим сборником деталей и черт архитектуры Возрождения. На его фасадах встречаются отсылки на разные этапы и разные региональные особенности итальянского ренессанса. Давайте разберём их на примерах.
Начать стоит с общей композиции фасада, которая очень сильно напоминает архитектуру главной площади Венеции Сан-Марко. В первую очередь речь идёт о главной постройке площади - о Дворце Дожей, с которым так часто сравнивают общую композицию доходного дома Вавельберга.
В свою очередь, стройные аркады первых двух этажей сильно напоминают по своим формам фасады здания Старых прокураций, расположенных на всё той же Сан-Марко. Как и в случае со зданием в Венеции, у дома Вавельберга первые этажи тоже отданы под коммерцию - то есть, сходство идёт не только по внешним признакам, но и по функциональному назначению.
А вот оконные проёмы в верхней части фасада отсылают нас к флорентийскому возрождению - к палаццо Медичи-Рикарди, палаццо Антинори, палаццо Строцци и т.д.
Завершает композицию угловая часть дома Вавельберга, позиционирующаяся Перетятковичем в качестве главного фасада, оформляющего парадный вход в здание.
Здесь мы можем обнаружить отсылку к уже позднему (Высокому) Возрождению - с уклоном в архитектуру Рима. В качестве главных ассоциаций тут же возникает творчество итальянских зодчих Антонио да Сангалло младшего (банк Святого Духа) и Джакомо Делла Порта (церковь Иль Джезу или церковь Санта-Мария-Дей-Монти).
Уж извините меня за целый ворох ссылок на итальянскую архитектуру - но без них я не смог бы наглядно продемонстрировать вам факт того, что Мариан Перетяткович был большим знатоком итальянской архитектуры, и что для своих построек он черпал всё лучшее из них, создавая тем самым новые собирательные образы!
Ну и не могу пройти мимо милого фонтанчика, расположенного в торцевой части дома Вавельберга - вот уж эту отсылку к Италии поймёт любой человек, хоть раз бывавший в этой стране!
Доходный дом Прохорова
Дата постройки: 1913-1914
Адрес: 4-я линия Васильевского острова, 21
Архитектор: Фомичев
Одна из самых поздних работ петербургского неоренессанса находится на 4-ой линии Васильевского острова. Её автор - Демьян Фомичев, не был выходцем из дворянской семьи - напротив, он родился в деревне и в юном возрасте ушёл на заработки в Петербург. Однако это не помешало Фомичеву создать один из самых выразительных памятников архитектуры неоренессанса в России - пожалуй, что в этом случае природный талант взял верх над происхождением и образованием!
Доходный дом Прохорова по своей стилистике очень похож на венецианский палаццо - даже выдающийся архитектурный критик Лукомский обращал внимание на то, что это здание "подобно венецианским дворцам на Гранд-канале". Подобного эффекта Фомичев добился благодаря нескольким рядам арочных проёмов, отделённых друг от друга карнизами - это придаёт фасаду чёткую горизонтальную ритмику, присущую венецианской архитектуре эпохи Возрождения.
Нужно отметить, что Фомичев уделил огромное внимание деталям: каждый оконный проём ограничен колоннами по бокам и увенчан замковыми камнями. Причём и те, и другие детали имеют несколько комбинаций: полуколонны отличаются от ряда к ряду своим ордером, а замковые камни чередуются тремя видами маскаронов: женское милое личико, мужское строгое лицо с густой бородой и грозная морда льва.
Кроме того, ещё и между каждой из полуколонн помещено ещё по одному маскарону, но в этот раз уже в полностью животном исполнении: здесь львы чередуются с быками. Каждый из них держит в своей пасти гирлянду, пущенную архитектором параллельно полуколоннам.
Удивительное богатство деталей, большая часть из которых не видна прохожему из-за их нагромождения на фасаде. Я и сам увидел добрую половину из них лишь в процессе редактирования фотографий!
Также хотелось бы заметить, что данная постройка Фомичева сильно напоминает не только старинный палаццо времён эпохи Возрождения, но и итальянскую архитектуру времён правления Муссолини - когда итальянское зодчество возвращалось к "истокам", к Римской империи. Именно тогда в Италии был возведён "новый Колизей", получивший название "Дворец итальянской цивилизации".
По мне так, сходство с постройкой Фомичева налицо. Вот вам и ещё одно доказательство того, что Фомичев создал истинный неоренессанс, сумев опередить в этом плане даже итальянских зодчих!
Петроградское губернское кредитное общество (позднее Кинотеатр "Родина")
Дата постройки: 1914-1916
Адрес: Караванная улица, 12, набережная реки Фонтанки, 15
Архитектор: Бобровский, Боткин
Последним зданием в стиле неоренессанс (и одним из последних в дореволюционном Петербурге) стало Петроградское губернское кредитное общество, построенное на Караванной улице в 1916 году двумя малоизвестными архитекторами - Бобровским и Боткиным.
Мне бы не хотелось повторяться и снова говорить о флорентийской архитектуре, которой явно вдохновлялись авторы здания на Караванной улице - думаю, это и так всем понятно.
Лучше поговорим о его отличительных чертах. Если верхняя часть здания действительно относится к уже привычному нам ренессансу, то вот нижняя часть дома, оформленная рядом масштабных полуколонн и трёхчастного арочного парадного входа - близится к Высшему возрождению и Палладианству (архитектурному течению, служащему логическим продолжением позднего ренессанса, и основанного архитектором Андреа Палладио).
Подобную колоннаду привычнее видеть в архитектуре петербургского неоклассицизма, так что здание Петербургского кредитного общества - это смесь нео-стилей, что, в целом, довольно часто встречалось в Петербурге (а в данном случае - уже в Петрограде).
Ну и не могу не сказать буквально пару слов об истории этого здания. Помимо кредитного общества в нём располагался и один из первых кинотеатров Санкт-Петербурга "Сплендид-палас". В советское время кинотеатр реконструировали и назвали "Родина". Чуть позднее здесь же открылся и "Дом Кино", существующий в неоренессанасном здании на Караванной улице и по сей день!
Ну и на этом я заканчиваю свой экскурс в архитектуру "итальянского" Петербурга. Очень надеюсь, что смог рассказать вам что-то новое, и что не утомил вас своими отсылками на итальянскую архитектуру.
И хочу сразу заметить, что в этой статье, вероятно, могут встречаться ошибки и огрехи. Всё дело в том, что рассмотрение архитектурных стилей всегда даётся мне не так уж и просто: ведь прежде, чем анализировать архитектуру, необходимо максимально деталь ознакомиться с её теоретическими основами. Тем более трудно разделять разные течения одного стиля, или отличать, скажем, неоренессанс от неоклассицизма.
Я прекрасно понимаю, что не застрахован от ошибок, так что если вы обнаружите их - пишите в комментариях, и я постараюсь исправиться, либо оспорить ваше мнение (если буду не согласен с замечанием). В любом случае, буду рад видеть любые ваши отзывы!
Спасибо за ваше внимание и до скорых встреч!