Найти тему
5,5K подписчиков

Валерий Леонтьев: мечтаю о таком долголетии, которое граничило бы с бессмертием

390 прочитали
3 сентября на Первом канале стартовал новый сезон вокального шоу «60+», где в кресле наставников впервые оказался Валерий Леонтьев.

3 сентября на Первом канале стартовал новый сезон вокального шоу «60+», где в кресле наставников впервые оказался Валерий Леонтьев. О своем новом опыте, несбывшихся мечтах юности, секретах молодости и семейного счастья, Валерий Яковлевич откровенно рассказал «ТН».

— Валерий Яковлевич, как восприняли приглашение поработать на Первом канале в шоу «Голос 60+»? Сразу согласились или были сомнения?

— Сразу отказался! Я уже участвовал в проекте «Главная сцена», был сопредседателем жюри с Софией Ротару на Международном фестивале в Ялте «Крым Мюзик Фест», и я понимаю, какая это огромная ответственность: ведь ты своим выбором определяешь пусть в чем-то, но все-таки судьбу человека… Но потом подумал и согласился. Потому что это обещало быть интересным. Да и должен, в конце концов, кто-то нести эту ответственность!

— Насколько комфортно вы себя чувствуете в кресле наставника?

— Очень некомфортно! Одно дело — судить молодых, тех, кто рвется в профессию. Это тоже нелегко, но все-таки терпимо. А мне сейчас приходится судить людей, которые всю жизнь пропели, и обламывать их надежды очень горько и тяжело. Но я, если уж подписался на какую-то авантюру, творю ее со всей ответственностью и с абсолютной самоотдачей. Я в себе уверен — я честен, искренен и вовлечен в происходящее, значит, все сделаю правильно.

— Что скажете про компанию коллег-наставников, конкурируете за талантливых участников?

— Это люди, близкие мне по духу. Мы давно знакомы: с Лаймой Вайкуле так вообще целую жизнь, с Олегом Газмановым тоже общаемся аж с 88-го года, он написал для меня много прекрасных песен, и в частности его песня «Грешный путь» до сих пор исполняется мной в сольных концертах. Со Стасом Наминым пересекались по жизни меньше, но ощущаем себя единомышленниками. А участники сами выбирают себе наставников: конечно, приятно, когда выбирают тебя!

фото: личный архив
фото: личный архив

— А с Дмитрием Нагиевым нашли общий язык?

— Да и не теряли: он профи, абсолютно аутентичный телеведущий, идеально соответствует проекту, съемкам, различным возникающим ситуациям: работать с ним одно удовольствие. А потом у него необыкновенно притягательный шарм!

— Есть участники, которые покорили ваше сердце?

— На этот вопрос я не могу ответить, я обязан быть беспристрастным.

— Сами вы кого бы хотели сегодня поблагодарить из тех, кто встречался вам на творческом пути, кто навсегда остался в вашем сердце?

— Таких людей очень много, и я благодарю сегодня всех, кто верил в меня и тем самым вселял уверенность в мою душу — это помогало идти вперед: к звездам через любые тернии.

— Вы следите за современной популярной музыкой и новыми кумирами молодежи? Кого-то можете отметить?

— Особо следить не успеваю, но я уважаю любые сценические решения, люблю яркость, эпатаж, всегда отдаю должное искренности и стремлению к самовыражению. Любой сценический, как сегодня говорят, «хайп» я считаю оправданным, если ты артист. Все признаю, кроме бездарности и хайпа во имя хайпа.

— Вы застали и времена СССР, и рождение российского шоу-бизнеса. Когда талантливому человеку было легче пробиться: тогда или сейчас?

— Талантливому человеку пробиваться всегда тяжело, поэтому и требуются к таланту бесконечное усердие, фанатичное желание достигнуть желаемого, работоспособность на износ, невероятное терпение, въедливое стремление доводить все, что ты делаешь, до ювелирного мастерства. И, конечно, нужна удача, чтобы хотя бы несколько раз за твою творческую жизнь ангел провел по тебе крылом. А тяжело будет. И это не зависит от времени, в котором ты живешь. Более того, это не зависит ни от твоего возраста, ни от твоего звездного уровня, ни от денег, ни от влиятельных друзей. Что-то может помочь, способствовать успеху, но по большей части в творчестве перед людьми ты как перед Богом — что есть за душой, то и покажешь, не прикроешься фиговым листом.

— Оглядываясь назад, как думаете: могла бы жизнь сложиться иначе? Или все-таки сцена — ваше единственное предназначение, судьба?

— Могла бы, если бы мне в свое время хватило денег на дорогу до Владивостока, где я мечтал учиться в Дальневосточном университете на океанолога. Если бы мне удалось тогда, в мои — что уж там скрывать — просто нищие 17 лет туда добраться, и я бы поступил, то всю жизнь изучал бы морские глубины и никогда бы не пожалел, что моя жизнь сложилась именно так. Впрочем, никому не дано знать альтернативу, и это делает человека счастливым в его выборе жизненного пути. Или несчастным.

— Какие годы жизни были для вас наиболее счастливыми и плодотворными?

— Моя жизнь настолько насыщена, что сложно выбрать наиболее плодотворный промежуток: когда-то это были первые гастроли по стране, первые битковые залы, потом покорение столицы, куда меня не пускали выступать долгие годы, затем мировые гастроли: триумфальное знакомство с Индией, Америкой, Австралией. Из последних событий — юбилейный концерт в Кремле, теперь вот участие в шоу «Голос»: все это — новые впечатления, а они зачастую являются залогом если не счастья, то свежего восприятия каждого прожитого дня уж точно.

— Вы идете в ногу со временем, страничка в Инстаграме у вас с 2014 года. Чего больше: раздражения или радости от пребывания в соцсетях и интернет-пространстве в целом?

— Инстаграм, особенно звездный, — это, по сути, обилие фотографий, сделанных зачастую абы как, абы где и выложенных на всеобщее обозрение: то есть то, чего я особенно не люблю и даже не приемлю. Завел, потому что уговорили друзья по шоу-бизнесу, потом понял, что это хороший коммуникационный инструмент — всегда есть возможность донести какую-то новость до «своих», то есть до тех людей, которым я дорог, и кто переживает, когда появляется в мой адрес очередной фейк в информационном пространстве. Так что Инстаграм я поддерживаю для поклонников, чтобы у них была со мной какая-то более-менее прямая связь. А что касается раздражения или радости… Понимаете, у меня нет второй жизни, чтобы прожить ее в виртуале.

— Как во время пандемии и изоляции, оказавшись без работы, встраивались в новую реальность? Какие открытия вам принесла новая эпоха?

— Я долгие годы мечтал отдохнуть от гастролей — никуда не мчаться, не прыгать с поезда на самолет, просто выспаться, в конце концов! Вот открытием стало то, что отдых опасен — после него не хочется начинать работать. Особенно, если он длится полтора года. Но, правда, совсем без работы я не оставался даже на пике изоляции — всегда же требуется время на выбор и подготовку к записи новых песен.

— Многие ваши коллеги признавались, что из-за пандемии испытывают стрессовые состояния. Вам удалось избежать этой напасти?

— Наотдыхаться до стресса я пока не успел.

— СМИ уже много лет пишут о вашем желании покинуть сцену. Как на самом деле обстоят дела и думаете ли вы о том, чтобы уйти со сцены в реальности?

— Это желание СМИ: причем даже не желание, чтобы я действительно покинул сцену, а желание получить броский заголовок и, как следствие, просмотры этой публикации в Интернете. Так что СМИ хотели бы, чтобы я постоянно уходил-возвращался, а по пути еще бы делал что-то эдакое, чтобы обеспечивать им рейтинги по просмотрам: разводился, женился, судился… А я сам, если бы имел такое желание — конечно, осмысленное и выстраданное, — то я бы ему и последовал. Но у меня через две недели гастроли по Крыму, потом по Краснодарскому краю, затем концерты в Екатеринбурге, Новосибирске. Так что, лети себе через всю страну и думай, о чем хочешь.

— Что, на ваш взгляд, главное в жизни мужчины — карьера или семья?

— На этот вопрос ответа нет. Смотря какая карьера. Смотря какая семья. Хорошая семья, кстати, основа карьеры, а, зачастую, и наоборот. Главное в жизни и мужчины, и женщины — не останавливаться. Если всю жизнь вы строили карьеру, и вдруг оказалось за бортом — влюбитесь! Если вырастили пятерых детей, и все они ушли жить свою жизнь, куда вас не позвали заглавной персоной, — начните работать или учиться, займитесь любым делом, хоть разведением фиалок.

— У вас два дома — в России и Америке, чего вам особенно не хватает, когда вы находитесь в России, и чего, когда уезжаете в Америку?

— В России мне не хватает американского законопослушания, что сильно упорядочивает жизнь людей в целом. В Америке мне не хватает… Я не знаю, как это называется, просто в какой-то совершенно обыкновенный, ничем не примечательный день ты просыпаешься и думаешь — конечно, это прекрасно наблюдать в окно, как танцуют розовые фламинго, но мне пора домой, в Россию!

— С супругой Людмилой вы вместе очень много лет. Поделитесь, в чем секрет ваших отношений, как удалось пронести чувства и доверие через годы и расстояния?

— Есть такой ныне очень модный в психологии постулат: если хочешь удержать — отпусти! Но люди зачастую не понимают его: как отпустить? Сказать: «Уходи!» Делать вид, что тебе все равно, улыбаться, даже если все внутри кричит от боли от возможной потери? А что делать другой стороне? Ведь ощущение, что тебя не удерживают, зачастую воспринимается, как «тобой не дорожат!» И так далее… Вот я расшифрую эту модную, но мудреную фразу: доверяйте! Доверяйте, и ваши отношения будет долгими и крепкими.

— С годами муж и жена становятся все больше похожими друг на друга. Как у вас с этим?

— А мы всегда были похожи. Люся такой же черт, как и я, только в юбке. Правда, юбки она терпеть не может!

— Чем любите заниматься на досуге, есть у вас какие-то отдушники, на которые не жалко тратить время?

— Я люблю хорошие книги и фильмы. Люблю быть сам за рулем, ехать на машине бесцельно на закат.

— Поделитесь секретами молодости и здоровья, как вам удается так шикарно выглядеть на протяжении многих лет? Не каждый двадцатилетний артист может похвастаться такой спортивной формой. Вы истязаете себя спортом, диетами и прочими ограничениями?

— Знаете анекдот про английский газон? Когда у тамошнего садовника спросили, что нужно сделать, чтобы вырастить его на лужайке.

— Все очень просто, — ответил садовник. — Посейте траву, и когда она подрастет, нужно ее подстричь. Потом она еще раз подрастет, еще раз подстричь, подрастет еще — подстричь.

— Так просто?

— Да.

— И как долго это делать?

— Триста лет.

Так и с формой. Спорт и ограничения в еде должны длиться триста лет, если в четыреста вы хотите выглядеть на 100 лет моложе. Но я утешу: первые сто лет можете позволять себе все.

— Быть в хорошем настроении — это обязательное условие для того, чтобы хорошо выглядеть? И как вы в таком случае боретесь с депрессией, усталостью, выгоранием? Как у вас происходит перезагрузка?

— Чтобы хорошо выглядеть, надо иметь тело, которое вам не безразлично, которому вы уделяете время, тратите на него внимание и силы. А тот, кто умеет держать хорошее настроение, — комфортен для окружающих: можно быть заросшим колобком со шрамом от лисьих зубов через все тело и оставаться при этом самой настоящей душой компании. И, наоборот, если ты красавчик с мерзким характером, любить тебя никто не станет. Для меня перезагрузка — много воды вокруг, хорошая книга и полное одиночество.

— У всего есть цена: от каких радостей жизни вам пришлось с возрастом отказаться?

— Уже довольно давно я бросил курить, не знаю, можно ли это назвать радостью, но зависимость такая у меня точно была. Я стал более разборчив и выдержан в плане алкоголя. Ограничиваю себя в сладком, хотя здесь могу сорваться и сожрать коробку шоколадных конфет, которые очень люблю. Пожалуй, пока все.

— А есть у вас место силы, куда вы приезжаете «подзарядить батарейку», где всегда чувствуете себя в гармонии?

— Океан, где бы и каким бы он ни был.

— Валерий Яковлевич, кажется, что у вас есть все, но остались, возможно, еще какие-то несущественные мечты и желания? Что вам нужно, чтобы чувствовать себя сегодня счастливым?

— У меня много желаний — творить, путешествовать, любить. Мечта у меня, пожалуй, одна, но страстная — я мечтаю о таком долголетии, которое граничило бы с бессмертием. А уж чем себя занять, я бы нашел. Но сегодня для счастья всем нам надо одно — здоровье. Во всяком случае, в первую очередь.

Лика Брагина

Досье:

ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

Родился: 19 марта 1949 года в селе Усть-Уса Коми АССР в семье ветеринаров-оленеводов

Образование: Ленинградский институт культуры, режиссерский факультет

Семья: женат на Людмиле Исакович с 1998 года (в неофициальном браке с 1972 года)

Карьера: Народный артист России. В 1972-м дал первый сольный концерт в ДК шахтеров в Воркуте. С 1973 по 1979 год — солист Сыктывкарской филармонии Коми АССР. В 1974 году стал солистом группы «Мечтатели», вскоре переименованной в «Эхо». С этим коллективом работает и по сей день. В 1980 году удостоен первой премии на фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии. В том же году дал первые сольные концерты в Москве. В 1991 году получил премию The World Music Awards как лучший исполнитель и лидер по продажам звуконосителей в СССР. Записал более 20 альбомов