В советские годы маленькой речке Яузе пытались вернуть былое величие. В древние времена Яуза была более полноводной, здесь проходила транспортная артерия Древней Руси, связывавшая Москву с Владимиром.
К XX веку Яуза стала слишком мелководной. Воду из реки вовсю брали располагавшиеся по берегам заводы, сюда же они сливали и отходы. В СССР в рамках плана по обводнению Москвы планировалось сделать Яузу судоходной артерией вновь. Частично эти работы были выполнены.
Давайте посмотрим, как советские инженеры преобразовали маленькую речку.
1) Яуза у устья (листайте вправо, чтобы увидеть изменения)
Яузу в районе устья советские инженеры немного подправили. Река в ширину выросла примерно в два раза.
2) Яуза от Яузской улицы
Такая разная Москва на этих двух снимках. Сверху – патриархальная, снизу – советская, с гранитными набережными, но уже с оттенком капитализма – по бокам реки выросли элитные жилые дома. Какой вид вам приятнее?
Мне лично кажется, что раньше пространство у Яузы выглядело уютнее.
3) Вид в сторону Москвы реки
Представьте, какое бы удивление испытал житель дореволюционного города, если бы он увидел Яузу сейчас.
4) Вид с Высокояузского моста (листайте вправо, чтобы увидеть изменения)
5) Вид с Высокояузского моста вверх по реке, в сторону Андроникова монастыря (листайте вправо, чтобы увидеть изменения)
Кажется, что в 1887 году на берегах Яузы выращивали капусту. Очень похоже на поле с именно этой культурой.
6) Костомаровский мост (листайте вправо, чтобы увидеть изменения)
7) Вид с Костомаровского моста
Вдали виднеется трёхпролетный Андроников виадук середины XIX века. Он идеально вписался в реалии отреконструированной Яузы. Мост даже не пришлось радикально перестраивать.
8) Дворцовый мост на Яузе
Дворцовый мост на Яузе был построен в 1781 году. Это самый старый мост в Москве, который дошел до наших дней и используется по прямому назначению. В 1940-е годы мост пережил реконструкцию.
9) Вид с Дворцового моста (листайте вправо, чтобы увидеть изменения)
10) Вид от Госпитального моста (листайте вправо, чтобы увидеть изменения)
11) Рубцовский мост (Электрозаводский) (листайте вправо, чтобы увидеть изменения)
Последний участок Яузы, отреконструированный советскими инженерами, располагается в районе Глебовского моста.
За Глебовским мостом начинается старая маленькая Яуза с естественными берегами.
Как вам результат советских преобразований? Как мне кажется, кварталы у Яузы утратили свой уникальный патриархальный вид, но зато появились удобные набережные.
Правда сейчас вдоль них гулять неприятно – к реке никак не подойти, большую часть набережной занимают дороги, а деревьев, под которыми можно спрятаться в жару, тоже нет. Может нас ждет новая реконструкция Яузы в ближайшие годы?
На этом сегодня все. Спасибо, что досмотрели материал до конца.
Не забудьте подписаться на мой Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новый материал!
Мой блог есть также в Telegram, Instagram, Вконтакте. Старые кадры взяты с чудесного сайта Pastvu.