Все знают легенду о Вавилонской башне. Дескать, решили люди построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле.
Вавилонская башня трактуется как символ человеческой гордыни, бросившей вызов Богу. Однако, если копнуть глубже, то получается совсем другая история.
Иудеи, вчерашние кочевники-бедуины пустыни, после завоевания Ханаана, хоть и перешли к оседлому образу жизни к первому тысячелетию до нашей эры и даже создали довольно большое объединённое царство Израиля и Иудеи, в ремесле значительно уступали тем же ханаацам и народам моря. Как отмечают археологи, ханаане и филистимляне ушли далеко вперёд в деле металлургии и металлообработки, нежели чем кочевники-иудеи. Даже ритуальные статуэтки, находимые в древнеиудейских поселениях, выполнены в хананейской традиции, а оружие имеет явное филистимское происхождение. Ветхий Завет сохранил предание о том, что филистимляне запрещали иудеям иметь собственных кузнецов: «Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить». И как предполагают учёные, дело, очевидно, не только в запретах, но и в первую очередь в контрасте между развитием металлургии двух народов. Железо, как отмечает Н.Я. Мерперт в своем труде «Очерки археологии библейских стран», входило в обиход израильтян очень медленно. Тоже самое касалось и строительных навыков.
Да и судя по тактике завоевания Ханаана, первоначально кочевники-иудеи, не имели намерений покорить земледельческие народы и управлять ими. Отсюда и тактика выжженной земли, которую мы видим в Книге Иисуса Навина. Иерихон не просто был разрушен, всякая попытка восстановить его объявлялась преступлением: «…Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своём он положит основание его и на младшем своем поставит врата его». И даже позже, когда иудеи согласно Ветхому Завету попали под власть филистимлян, мы видим поведение настоящих кочевников: «И пошёл Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажёг факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные». Можно со всем скепсисом относиться к рассказу о лисицах, несущих привязанные факелы. Но тот факт, что объектом мести Самсона стали именно «копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» крайне важен, ведь память об этих деяниях бережно хранилась и фиксировалась, а исполнитель предстаёт перед нами в образе национального героя. Археологи фиксируют тотальное опустошение городов всей Западной Палестины в раннем бронзовом веке и резкое пресечение развития их культуры на целых три столетия. Ряд исследователей считает это следствием вторжения семитских кочевников-скотоводов.
Естественно, попав в Вавилон, во время так называемого «вавилонского пленения», вчерашние кочевники-бедуины, чувствовали себя примерно так же, как африканцы из конголезкой деревни в Нью-Йорке. Наиболее консервативная часть иудейской элиты воспринимала главный зиккурат Вавилона как богоборческую башню, а сам город с тысячью языков и культур - как вавилонское столпотворение. Неслучайно, именно в вавилонском плену и стали записывать тексты, которые позже легли в основу Талмуда и Ветхого Завета. И записывать их стали не от хорошей жизни, а по причине того, что многие иудеи стали отходить от своих обычаев, принимая образ жизни завоевателей. Поэтому, наиболее ортодоксальная часть иудейской элиты и записала бытовавшие ранее исключительно в устной форме предания. Естественно, вплетая в ход повествования и новые символы, одним из которых и стала Вавилонская башня.