Найти в Дзене

Русский романтизм: что нужно знать об этом литературном течении

Белинский писал, что романтизм есть «вечная потребность духовной природы человека». Особенно ярко эта потребность обозначилась в русской литературе в начале 19 века. Можно утверждать, что это связано с мировым литературным процессом, ведь в европейских странах в это время уже активно формировалась поэтика романтизма. С одной стороны, русский романтизм – реакция на политические события Европы и Отечества, взгляд на настоящее через прошлое. Сами романтики наверняка посчитали бы эти предпосылки необходимыми, но недостаточными для объяснения феномена романтизма.

"Штурм дворца Тюильри" (Жан Дюплесси-Берто)
"Штурм дворца Тюильри" (Жан Дюплесси-Берто)

Идейной основой этого направления, конечно, являются более фундаментальные вопросы, чем политическая рефлексия. Русские писатели-романтики делают еще один шаг навстречу человеку, внутренний мир которого становится главным предметом отображения. Они ставят перед собой сверхзадачу показать читателю нечто незримое: рождение чувства, движение мысли, противоречия внутреннего мира личности.

Для новой художественной задачи нужна была новая художественная форма. Одним из первых крупных русских поэтов-романтиков является В.А. Жуковский, которого называют «литературным Колумбом Руси, открывшем Америку романтизма». В результате долгих литературных поисков поэт избирает подлинно романтический жанр – элегию. Уже первая оригинальная элегия «Вечер» содержит в себе основные принципы романтического искусства: двоемирие и эскапизм лирического героя, тема печального рока, гармонии природы и человека. Дальнейшее творчество поэта лишь усиливает романтическое мировосприятие: в жанровой палитре появляются баллады («Светлана», «Людмила»), которые окрашены романтической таинственностью. Схожая ситуация в романтической прозе 19 века, где мистическая составляющая присуща В.Ф. Одоевскому с его фантастическими новеллами. При этом все еще остается яркий отпечаток сентиментализма.

К. Брюллов (Гадающая Светлана)
К. Брюллов (Гадающая Светлана)

Развитие и закрепление идей нового литературного течения происходит в творчестве К.Н. Батюшкова. «Мечта наш щит», - провозглашает поэт, тем самым усиливая романтический эскапизм. Формируется и особенный тип романтического героя, в основе которого лежит идеал личной независимости и стремление к абсолютной свободе. Романтическая поэзия К.Н. Батюшкова оттеняется эпикурейскими мотивами «живи здесь и сейчас», что делает ее легкой и даже «беспечной», по сравнению с другими представителями романтизма. Таким пафосом пронизаны стихотворения «Мои Пенаты» и «К друзьям». К.Н. Батюшкова вместе с Е.А. Баратынским причисляют к представителям философского романтизма в поэзии, отделяя от революционного (К.Ф.Рылеев, В.К. Кюхельбекер).

Однако венцом развития романтизма можно считать творчество М.Ю. Лермонтова и раннее творчество А.С. Пушкина, так называемый синтетический романтизм. Именно на исходе третьего десятилетия 19 века русский романтизм приобретает законченную форму. К этому времени романтизм так или иначе проникает во все роды литературы. Романтический герой становится основным действующим лицом произведений. Южные поэмы А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы») и романтические поэмы М.Ю. Лермонтова («Мцыри», «Демон») – вершина романтической литературы.

М. Врубель (Демон сидящий)
М. Врубель (Демон сидящий)

Тема свободы наслаивается здесь на тему полного неприятия действительности, разочарования в людях и тему одиночества. Романтический герой убеждается, что мир лишен совершенства, отсюда возникает и презрение к миру, и боль, и одиночество. С другой стороны, важно отметить роль природной гармонии. Герой может сбежать от суетного мира в лоно природы, где ощутит подлинную свободу.

Несмотря на то, что вторая половина 19 века прошла под знаком реализма, романтическая традиция прослеживается в произведениях многих писателей-реалистов, например, Ф.М. Достоевского («Белые ночи»), М. Горького («Старуха Изергиль») и других. Так называемая «эпоха романтизма» - лишь временной промежуток, но романтические идеи, образы, мотивы продолжают жить в литературе, и жизнь эта будет долгой, если не вечной.