Шуя и Палех - это такие нетуристические аналоги Владимира и Суздаля. В том плане, что сразу становится очевидно, что город (ну, или поселок, в случае Палеха) поменьше получает заметно больше внимания и, похоже, даже финансирования чем его более крупный сосед.
На расстоянии 30 километров друг от друга находятся два абсолютно непохожих друг на друга городка - пасторально-прекрасный и ориентированный на туристов и художников Палех и запущенная, застрявшая в 1990-х Шуя. О ней я рассказывал в прошлом выпуске (и расскажу еще), а сегодня давайте прогуляемся по Палеху.
Палех - сравнительно небольшой поселок, в 10 раз меньше своего условно крупного соседа (население Шуи - около 60 000, Палеха - около 4000). Деревня была довольно обыкновенной, но славилась своими мастерами-иконописцами и особой техникой лаковой росписи. Собственно, эта принадлежность миру искусства и не дала Палеху затеряться в истории.
Дело в том, что в годы борьбы с религией и закрытия церквей, палехские иконописцы остались без работы - уж больно своеобразный у них был профиль, абсолютно невостребованный советской властью.
Тогда местные художники образовали свою артель и начали заниматься т.н. агитлаком - другими словами, они начали писать советскую пропаганду, но в традиционной, почти иконописной традиции с названиями типа “Красноармейцы снаряжают тачанку” и “Суд пионеров над Бабой Ягой”. Вещь - абсолютно безумная, это как если бы условный Брейгель или, еще лучше, Иероним Босх делали рекламу для “Макдональдса” - настолько сюрреалистичный результат получается.
Максимальная известность пришла к Палеху около 1970-х, когда сюда начали переезжать многочисленные художники, а государство загрузило здешние артели десятками заказов - Палехские миниатюры украшали почтовые марки, экспортные сувениры, и даже масштабные архитектурные сооружения, типа ДК и театров. Если в Палех вы в ближайшее время не собираетесь, но искусство заинтересовало - очень рекомендую заглянуть на сайт нацпроекта "Культура", где на страничке палехского стиля можно рассмотреть работы и послушать их описания.
В результате в небольшом поселке действует около 10 музеев, посвященных здешним художникам, скульпторам и уникальной палехской миниатюре. В отличие от неопрятной Шуи, центр Палеха вылизан и живописен - понятно, что отчасти это связано с несопоставимыми размерами, но контраст все равно разителен.
По сути, в Палехе есть одна центральная улица, Ленина, естественно, которая обтекает роскошный Крестовоздвиженский храм середины XVIII века в стиле “нарышкинского барокко”.
Это самое масштабное и высокое здание в поселке, да еще и стоящее на склоне холма, поэтому видно его издалека.
Вокруг церкви разбит симпатичный скверик с советским фонтаном, который в наш приезд оккупировали утки.
Вдоль улицы Ленина по обе стороны расположились опрятные кирпичные и деревянные особнячки в 1-2 этажа, часть из которых занимают музеи, часть - административные учреждения, а некоторые остаются жилыми.
В одном купеческом доме расположился арт-центр, в котором даже расположена кофейня (чтобы понять мое изумление - это столько же, сколько на всю Шую).
В разные стороны от Ленина расходятся перпендикулярные улочки/переулочки, уже совсем деревенские, в самом, что ни на есть, пасторальном смысле этого слова - т.е. не депрессивные руины с покосившимися заборами и алкоголичными обитателями, а крепкие деревянные, реже - каменные домики, с огромными садами, которые наполняют окружающие улицы запахом яблок.
Это одновременно очень живой и очень “инстаграмный” поселок, если вы понимаете о чем я говорю. Такая идиллическая картина, которую хочется представлять городскому жителю при фразе “русская деревня”.
Городские жители вызывают неоднозначную реакцию. Во время прогулки наткнулся на двух старушек, явно из старожилов, одна из которой доказывала: “Оне ж, художники енти, тяжелее кисточки отродясь в руках не держали ни-че-го, не то, что лопату”.
А уж сколько живописнейших ракурсов с этих улочек и из садов открывается на центральную церковь - вообще не перечесть.
На улице Баканова можно найти неописуемой красоты ДК - классический образец сталинского ампира, но выстроенные полностью из дерева и поддерживаемый, как и большая часть центрального Палеха, в образцовом состоянии.
Можно долго изучать украшения на его фасаде.
За дворцом культуры начинается шикарный облагороженный в 2018 году парк с петляющими тропинками и удобными лавочками под кронами высоченных вековых деревьев.
Пока моя жена Аня бегала по фестивалю, я не отказал себе в удовольствии устроится на скамеечке и тихонько, в свое удовольствие, почитать.
Рядом с парком на улице Пушкина на кладбищенском холме стоит вторая палехская церковь, Ильинская - тоже невероятно живописное место. Отсюда можно прогуляться до конюшен, где предлагают покататься на лошадях, или просто угостить животных вкусняшкой.
Рядом - какой-то очаровательный в своей простоте и разрухе пустырь с покосившейся оградой и парой футбольных ворот.
Назначение выдает гордая надпись на воротах: “Центральный стадион”.
А чуть дальше - мелкая речушка с перекинутыми по обе стороны от автомобильного моста мостиками пешеходными.
Так что Палех - это замечательное живописное место для отдыха души, антитеза суровой Шуе.
Все максимально компактно, чисто, причесано, красиво и дружелюбно к заезжим туристам.
Не “скрытая недооцененная жемчужина” и не “топ-10 российских посёлков, которые нужно увидеть”, т.е. я не могу с полной уверенностью рекомендовать поездку конкретно в Палех, но это правда очень симпатичный городок/поселок/деревня, и, в комбинации с путешествием по Ивановской области, а то и просто проездом, он однозначно стоит осмотра.