Найти тему

Нет в мире худшего критика, чем тот, которого вы вырастили в своей голове

Это правда: наш собственный карманный критик вооружен знанием о каждом из наших слабых мест, он умеет лупить по больному, умеет стыдить так, что полночи заснуть не можешь, умеет растоптать любое наше достижение, любую радость, любое — даже самое маленькое — счастье.

Откуда же он берется и зачем мы его в себе выращиваем?

И главное — как сделать, чтобы он наконец заткнулся?

Берется этот критик оттуда же, откуда и все остальное: из нашей жизни, из способов реагирования на внешние стимулы, из того, чему нас когда-то научили и того, чему мы научились сами.

У многих критик рождается благодаря родительскому «Ах ты, раззява, опять все на себя вылила!» или «Ты что, дура? Только дуры могут совершить такую глупость».

У некоторых его воспитывают школьные учителя: «А голову ты дома не забыла?» или «Опять не сделала домашнее задание? Вот будешь дворником работать, вспомнишь меня тогда!»

У кого-то критик рождается в моменты совершения первых ошибок — особенно способствует его рождению отсутствие рядом поддержки от взрослых. Кто-то заводит себе критика из стремления к идеалу: мол, если я не буду себя ругать, то и успеха никогда не добьюсь.

Но результат всегда один: критик забирается в нашу голову, обустраивает там себе строго оформленный кабинет с книжными полками под потолок, и начинает медленно и методично делать то, что в неформальных разговорах мы обычно называем «капать на мозги».

К его услугам — вся многотомная библиотека наших многочисленных ошибок, неловкостей, стыдностей и глупостей.

«Чем ты думала, когда соглашалась замуж за него выходить?»
«А вот надо было сразу договор заключать, а не на слово верить, тогда бы и на деньги не кинули»
«Только дура могла на такое пойти»
«Что, сразу непонятно было, что она предательница и слова доброго не стоит?»

Открою вам страшный секрет: критик в нас не замолкает никогда. Вообще никогда. Просто пока мы более-менее спокойны и радостны, его мелкие придирки удается не замечать, не обращать на них внимания. А вот стоит нам оказаться в кризисной ситуации, и критик немедленно расправляет на плечах белое пальто и выходит на сцену, вооружившись мощным микрофоном.

«Тебе плохо? Больно? Правильно, сама виновата, заслужила. Если бы ты не… (тут каждая подставит свое), то ничего бы и не было»
«Ах, вы посмотрите на нее, — сопли распустила, руки опустила. А ну, соберись, тряпка! Даже этого не можешь, да? Вообще ни на что не способна»

И так далее, и так далее, — по больному, по раненому, по плачущему. Грязными ногами и острыми словами.

Но что же делать? Как сделать так, чтобы чертов критик наконец заткнулся и оставил нас в покое? Расскажу об этом завтра, в следующей статье.

Я не боюсь бояться
Я не боюсь бояться