Найти тему
Журнал МОСТ

В музее "Гараж" открывается выставка Томаса Деманда. Кто это?

10 сентября в музее «Гараж» откроется выставка художника Томаса Деманда «Зеркало без памяти», посвященная архитектуре вымысла и факта. Чем знаменит Деманд? Где грань между реальностью и иллюзией в искусстве? Рассказываем о творчестве Томаса Деманда и о пяти его лучших работах, по мнению редакции.

Карьера немецкого художника началась в Академии искусств Дюссельдорфа, где он изучал скульптуру. В этот период Томас Деманд сформировал стиль, в котором работает до сих пор, создавая объемные модели из бумаги. Первоначально выбор материала был связан с практичностью — ее легко заменять и утилизировать. Затем художник перешел к фотографическому документированию бумажных скульптур.

В одном интервью художник рассказал, что важным поворотным моментом стало открытие им фотографии как записи мимолетного момента. Эта идея  соответствует его работе с бумагой, потому что она «тоже исчезает».

Скульптор или фотограф?

Творчество Томаса Деманда сложно описать одним словом или отнести к конкретному направлению. Он объединяет фотографию и скульптуру, создавая трехмерные модели. Изображения заманивают зрителя в зеркальный мир — вселенную-близнеца, сделанную из бумаги.

Художник кропотливо реконструирует найденные в СМИ фотографии в виде моделей из бумаги и картона, затем ставит освещение и фотографирует с помощью широкоформатной камеры. После завершения работы модели уничтожаются. В результате получается гибридное изображение документа — процесса работы художника и одновременно реконструкция ранее существовавшей реальности. Бумажные модели Томаса Деманда несовершенны, ведь идеал недостижим.

«Я нахожу утомительным пытаться убедить людей, что произведение действительно похоже на что-то, когда это не так. Это трюк с пони; это не очень интересно. Если работа слишком хороша, то это становится слишком хитрым — точно так же, как скульптура без каких-либо следов того, как она сделана, может быть совершенной в очень обычном смысле, но совершенно несовершенной в концептуальном смысле», — отметил художник в интервью для The Talks.

Большая часть работ Деманда может быть охарактеризована как исследование визуального бессознательного эпохи медиа. Многие из созданных им скульптур основаны на фотографиях, показывающих периферийные сцены значимых событий в СМИ.

Среди таких работ ванна, в которой немецкий политик Уве Баршель был найден мертвым в 1987 году. Кинематографическая перспектива фотографий создает у зрителя ощущение, что он находится в самом центре события.

Томас Деманд — разносторонний художник. В его портфолио кроме фотографий трехмерных моделей числятся подкасты, киноработы, эссе, критические статьи и даже кураторство.

«Таверна»

Классическая работа Томаса Деманда — пять фотографий модели таверны в немецкой деревне Бурбах. С этим местом связано преступление. В 2001 году здесь убили удерживаемого в заложниках парня. Тело так и не было найдено.

-2

Это дело широко освещалось в немецкой прессе. Изображения таверны стали частью представлений общественности об этом преступлении. Фотографии Деманда изучают отпечатки, которые опосредованные изображения оставляют в коллективной памяти.

При быстром рассмотрении работа кажется обманчиво реалистичной. При подробном рассмотрении, иллюзия рассеивается. Обилие деталей не делает изображение живым: нет ни людей, ни следов их присутствия. Где названия брендов, текстуры поверхностей? Вместо них при ближайшем рассмотрении обнаруживаются следы карандаша, остатки клейкой ленты и складки на бумаге.

«The Dailies»

Серия «The Dailies» расширяет представления о творчестве художника. На изображениях этой подборки зрители видят только следы: остатки того, что потреблялось, призраки оставленных вещей или мимолетные детали.

Это предметы, которые Деманд фотографировал на камеру телефона во время путешествий и прогулок по улицам. На снимках может быть изображен окурок сигареты или стиральная машина, полная цветной одежды. Они показывают мир, знакомый, но недосягаемый, как танцующие цветные булавки на бельевой веревке, подвешенный где-то между слишком знакомым и галлюцинаторным —  словно случайное явление, мелькнувшее на мгновение, прежде чем исчезнуть в среде обитания.

Деманд считает эти поэтически сжатые, лаконичные и часто юмористические повседневные фотографии визуальными произведениями хокку.

«Президентство»

Еще одна классическая работа Деманда — серия фотографий, изображающих Овальный кабинет Белого дома. Для «Президентства» Деманд реконструировал офис президента США как прототип места власти. Изначально серия была заказана журналом «Нью-Йорк таймс» для обложки в ноябре 2008 года, вскоре после проведения президентских выборов.

Работая над серией, художник продолжил размывать границы между реальным и иллюзорным. Модель из бумаги изображает привычную картинку в зеркальном мире, где нет следов людей и отсутствуют даже важные детали действительности — звезды на флаге США.

«Исследования моделей»

В этой серии работ Томас Деманд отказывается от обычной практики. Здесь он впервые фотографирует не собственные масштабные скульптуры из бумаги, а работы других художников, включая американского архитектора Джона Лотнера, группу японских архитекторов SANAA, австрийского архитектора Ханса Холляйна и французского модельера  Аззедина Алайя.

Изображения в «Исследовании моделей» — абстрактные и тактильные фотографии текстур и материалов. Это декорации, отражающие нереализованное наследие постмодернистской архитектуры. Выставку «Зеркало без памяти» в музее «Гараж» украсят этой серией.

-3

«Комната»

Работа 1994 года воссоздает место неудачного покушения Клауса фон Штауффенберга на Адольфа Гитлера. Трехмерная модель, запечатленная на фотографии, создана художником в его привычной технике из картона.

«В то время я учился в Голдсмитском колледже, и я начал думать: «Кто я здесь, и откуда я взялся» — какие-то глупые студенческие мысли — и я вспомнил эту картину, которая, с одной стороны, возможно, определит меня больше, чем я хотел бы, а с другой стороны, это будет то, каким меня хотят видеть другие люди — «быть хорошим немцем, знать, что ты должен выступать против вещей, когда ты знаешь, что они неправильные». У всех нас есть эти изображения, которые должны оказывать на нас воспитательное воздействие, и я подумал: «Что если я действительно посещу это, перестрою свою собственную версию, чтобы я мог быть там и посмотреть на это?» — рассказал Деманд о причинах обращения к этому историческому эпизоду в интервью для BBC.

Несмотря на реалистичность, работы немецкого художника — скорее фантомные угасающие воспоминания, чем документы истории. Они накладывают отпечаток на ассоциации зрителей, ведь в их сознании могут сливаться реальный опыт и репрезентации событий в СМИ.