Россию, как и остальной мир, захлестнула мода на электросамокаты и им подобные самоходные гаджеты. Их много, они быстрые, а водители не всегда включают голову. Множатся конфликты и жалобы. Новое веяние требуется вписать в правовое поле. И с этим пока проблема.
Сразу отсеем тех, кто считает правильным ничего не делать. Мол, проблема надуманная, всё само собой образуется. Не образуется! Чувство безнаказанности никогда не заставит вести себя ответственно. Напротив: увидев такую «вольницу» в неё устремятся всякие маргиналы, и станет только хуже. Этот тренд можно наблюдать уже сейчас на примере самой молодой части пользователей. Именно они оказываются наиболее агрессивными и бездумными.
Есть наглядные примеры из тех сфер, где наведение порядка сработало. Обилие камер на дорогах хотя и служит теперь преимущественно не безопасности движения, а пополнению казны, всё же отучило автомобилистов ездить с превышением более чем на нештрафуемые 20 км/ч. Конечно, есть исключения, и штрафов до сих пор выписывают очень много, но в целом движение стало организованнее, безопаснее и культурнее. Пристальное внимание к мотоциклистам и расширение штата мотобата несколько лет назад привело к тому, что байков без номеров в потоке (как минимум — в Москве и области) не стало, а езда без прав и страховки стала исключением. Наконец, каршеринг. Начинался он культурно, а потом погряз в липовых аккаунтах и безответственных водителях. Нетрезвые, без прав — кажется, всем открыты двери машин краткосрочной аренды. За голову власти и ГИБДД уже схватились и теперь вместе с операторами сервиса пытаются навести порядок.
Так что стоит взяться — и ситуация улучшится. Только подойти нужно с умом, а не размахивать шашкой, пытаясь за неделю придумать и принять меры, которые требуют вдумчивого анализа. С другой стороны, и усложнять не стоит. За примером далеко ходить не нужно. Пару лет назад для электросамокатов, моноколёс, гироскутеров и им подобных предложили термин «средства индивидуальной мобильности». И предложили их классификацию. Хорошо бы, если бы только одну! Но идей возникло несколько. Ввести градацию разные ведомства в разное время предлагали по мощности мотора, по максимальной скорости, по возрасту водителя, по снаряжённой массе. В ПДД и КоАП вследствие споров и сохраняющейся неоднозначности термин так пока и не вписали. А зачем что-то изобретать, если в тех же правилах дорожного движения всё уже прописано:
• Велосипед — транспортное средство, … которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, … и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
• Мопед — двух- или трёхколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
• Мотоцикл — двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объём двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Получается, что маломощные СИМ с моторами до 250 Ватт и сейчас, без всяких законодательных правок, должны приравниваться к велосипедам. Те, у которых от 250 Ватт до 4 кВт и максимальная скорость до 50 км/ч, — эквивалент мопедов. А более мощные или скоростные формально считаются ровней мотоциклам. Автоматически это снимает все прения по поводу необходимости водительских прав. Для велосипедов они не нужны, и вряд ли тут стоит городить какие-то изменения. Мопедом позволяет управлять категория М, получаемая подростками отдельно или автоматически добавляющаяся к любой другой категории в водительском удостоверении. Сдать нужно только теорию ПДД. А за руль мотоцикла можно с открытой категорией А, на которую экзамен идёт и по теории, и по вождению.
С такой классификацией не будет вопросов и о том, как штрафовать водителей СИМ. Если он едет на «велосипеде», то как пешехода, ибо отдельных санкций не существует. Для мопедов тоже КоАП «облегчённый», но их водители уже рискуют лишиться прав, например, за пьяную езду, ведь водительское удостоверение у них полноценное. Ну а для «мотоциклов» кодекс работает всей своей водительской 12-й статьёй. И у них должны быть номерные знаки! Много ли найдётся при таких вводных желающих купить мощный электросамокат? Попался нетрезвым или едущим по встречной полосе – будешь отвечать так же, как любой автомобилист. Тезис подтверждает и резко сократившееся поголовье скутеров на российских дорогах, как только для них ввели категорию М.
***
Два существенных вопроса всё же остаются и требуют отдельных решений. Первый — где ездить на СИМ? Формально всё есть в ПДД: велосипеды — в зависимости от возраста водителя, от тротуара до проезжей части, мопеды — по краю проезжей части, мотоциклы — по всей её ширине. Нюанс в том, что не все «электрогаджеты» обладают полным набором светотехники, чтобы им было позволено выезжать на проезжую часть. И получается патовая ситуация: купив мощный электросамокат, вы не можете законно на нём ездить ни по тротуару, но по велодорожке, ни по дороге. И непременно нужно требовать от тех, кто едет в общем потоке с автомобилями, наличия как минимум застёгнутого шлема, обязательного для водителей скутеров и мотоциклов.
Второй вопрос — как следить на соблюдением закона? Штатов ГИБДД на это точно не хватит. Рассчитывать на сознательность самих владельцев СИМ не приходится: не для того они их покупали, чтобы ездить по каким-то правилам. Придётся создавать отдельное подразделение и вводить усиленный контроль. И кто знает, быть может, скоро появятся радары с камерами для измерения скорости всевозможных СИМ, и им тоже начнут приходить «письма счастья».
Фото газет « Первый номер» и «Транспорт России»
#электросамокаты #транспорт #скутер #пдд #безопасностьнадороге