Тот редкий случай, когда я остался в восторге от книги (классический труд французского медиевиста Поля Лемерля «Первый византийский гуманизм»), но рекомендовать ее вам не стану. Дело в том, что процентов двадцать составляют вставки на среднегреческом без перевода. Это было издано многотысячным тиражом в современной России, на что рассчитывали издатели, я не знаю.
Но довольно об этом. Меня искренне поразили минимум две мысли (обожаю это ощущение):
С середины VI до конца VIII века в Ромейской империи была своя, более легкая версия «темных веков», во время которой, конечно, греки не скатились в безграмотную дикость, но подрастеряли основательно эллинское наследие.
И в период 800-1000 гг. произошло возвращение к нему, в том числе благодаря бюрократической и церковной элите, которая направила силы и значительные финансы на создание множественных копий античных рукописей. И значительная часть греческих и римских трудов нам известна исключительно благодаря этой группе интеллектуалов.
Вот, скажем, у моей жены на тумбочке лежит классическая книга Марка Аврелия. Она дошла до нас исключительно благодаря Арефе Кесарийскому, который заплатил за 16 золотых.
Нет, я и раньше знал, что мы потеряли многие древние свитки. Но вот это осознание, что нам их сохранили и передали как эстафетную палку, накрыло меня с головой и обожгло даже стыдом. Для нас с таким великим трудом спасли стихи Гесиода, пьесы Софокла и речи Цицерона, а мы к ним относимся наплевательски, как к бабушкиной реликвии, что валяется на чердаке. Решил плотно сесть за античные книги, ценя их.
И вообще больше ценить в наш век диджитальных копий и бумажных свалок книгу как крупицу знания.
Мы все хорошо знаем про Кирилла и Мефодия, но нам не хватает контекста. С чего вдруг вообще греки стали создавать славянам азбуку, почему именно в девятом веке?
А контекст очень прост — Кирилл и Мефодий входили в этот кружок константинопольских интеллектуалов-энциклопедистов. Константин Философ (это мирское имя Кирилла) учился у Льва Математика. Также у Льва учился патриарх Фотий, который, например, известен своей «Библиотекой» (описанием 280 книг, которые он прочитал).
Создание азбуки и письменного языка для славян, а также крещение Руси, кстати, следует рассматривать именно внутри этого интеллектуального и гуманистического движения. Византия восьмого века, охваченная иконоборчеством и занятая войнами с арабами никогда не стала бы крестить Русь.
Подписывайтесь на канал — если Вам интересны любопытные факты о русских (и не только!) писателях, а также интересные истории про литературу.