Горная Хакасия. Западный Саян. История о пожаре на заимке последнего отшельника-старовера Агафьи Лыковой облетела отечественные новостные ленты.
Агафья Лыкова - единственная оставшаяся из семьи староверов, потомков людей, бежавших в Сибирь от притеснений, начавшихся после произошедшего на Руси церковного раскола в XVII веке. В свое время семью Лыковых, в тот момент насчитывающую 6 человек, случайно обнаружила группа геологов в 1978 году.
С 1930-х годов семья жила практически в полной изоляции.
Семья Агафьи Лыковой относилась к старообрядцам-беспоповцам. Это течение в старообрядчестве появилось после смерти всех священнослужителей, которые были рукоположены до церковного раскола, так называемого "старого" рукоположения. Беспоповцы не имеют собственного духовенства, мотивируя это тем, что все "попы", появившиеся после начала реформ Никона - от Антихриста. Беспоповцы уверены, что для спасения души священник не нужен. Согласно их взглядов, раз уж произошло воцарение на Руси Антихриста (так они трактуют реформы патриарха Никона), то и благодать священства прервалась, а все таинства, которые до этого совершали только священники, в общинах беспоповцев стали совершать выборные люди.
По своим религиозным понятиям Лыковы могли употреблять в пищу мясо только копытных животных (например, мясо медведя есть было нельзя). Поэтому мясо было достаточно редким гостем на столе, как и рыба. За счет чего же удавалось выжить семье? Основу рациона составляли - орехи (кедровые), ягоды (малина, черника, ежевика), грибы и... картошка! Хотя, картошка для старообрядцев - это запрещенный продукт, потому что в Россию ее привез "антихрист" Петр I - враг №1 для них. Но, тем не менее, благодаря картошке отшельникам и удавалось выживать, дотягивая до сезона ягод и грибов. Хлеба и соли семья не знала.
В середине XIX века предки Лыковых перебрались на Горный Алтай. Здесь отшельников все устраивало, государство их не беспокоило и староверы варились в собственном соку. Так продолжалось до 1930-х годов. Большевики не могли пройти мимо такого образования, да еще и созданного на религиозной почве. Староверов Горного Алтая начали коммунизировать, загонять в колхозы и прочие артели. В ответ на эти гонения как и столетия назад, староверы начали уходить и от этой сатанинской власти все дальше и дальше в тайгу. В итоге, уходя все дальше на восток, семья Лыковых обосновалась на берегу реки Еринат.
Встреча с геологами в 1978 году не была первой с 30-х годов, до этого семью беспокоили и работники алтайского заповедника и топографы. Каждый раз, реагируя на такие встречи, Лыковы меняли место своей заимки. В итоге, о них просто забыли до... 1978 года, когда и произошла встреча, сделавшая их известными на весь СССР.
Так все же, что именно привело предков Агафьи аж в Хакасию и в чем суть этого события, если люди от его последствий готовы были уходить за тысячи километров?
Как обычно, каждое социальное явление имеет несколько граней и у каждой стороны своя правда и свои аргументы. Так было и в ситуации с церковным расколом в России середины XVII века, когда сошлись несколько факторов:
- фактор политический - стремление государства уменьшить влияние церкви в обществе. Не секрет, что владение умами общества - это фактическое владение людьми, ведь вера - это сильнейшая, движущая сила и церковь активно этим пользовалась, расширяя свое влияние и начиная влиять на политику государства в целом.
- фактор внешнеполитический - переход на греческие каноны в обрядах и священнослужении значительно улучшал позиции царя Алексея Михайловича на внешнеполитической арене, все-таки мысли восстановления Византии, отвоевывания Константинополя будоражили умы современников.
За предыдущие столетия каждая поместная церковь получила свои, присущие этой стране, элементы богослужения, отличающиеся от соседних. В случае с греческим и русским обрядами отличия касались троеперстия и двоеперстия, направления движения крестного хода и пр. Отличалось даже количество просфор на литургии.
Таким образом, на Руси и в Византии процесс богослужения приобрел присущие черты и отличия только этим странам. В этом, если кратко, и состояла суть реформ Никона - переход на греческие стандарты богослужения.
Вопрос, в некоторой степени, назрел и имеющиеся свои аргументы у Алексея Михайловича, склонили чашу весов в сторону греческого обряда.
Царь Алексей Михайлович был убежденным грекофилом и неоднократно говорил о необходимости перехода на греческое богослужение, поэтому, очевидно, что автор реформ Никон, не действовал от своего имени. Реформа церкви - это была целенаправленная, внутренняя политика государства в тот момент.
Кроме этого, в этот период, после обращения Богдана Хмельницкого, состоялось присоединение Малороссии и, как оказалось, православные малороссы служили свои службы на греческий манер и придерживались византийских традиций.
В русской церковной жизни начинаются необратимые процессы. Духовенство переходит на греческие одежды. Священнослужители отпускают длинные волосы, на манер греческих. Правда, интересный момент, Русь ориентируется на ритуалы уже не существующего государства. Настолько было сильно влияние Византии, как культурного центра мирового христианства, что даже после ее существования, народы еще перенимали греческие порядки, обряды.
Законы физики действуют везде. Любое действие рождает противодействие. В ответ на реформы началась реакция. Ожидаемо, что многие священнослужители и миряне не приняли прогрессивные нововведения. В июле 1653 года произошло первое столкновение Никона с метрополитом Иваном Нероновым. Случилось это на Соборе, специально созванном самим Никоном. Получив отпор, Алексей Михайлович перегруппировался и через год снова собирает Собор, который уже принимает нужное решение об исправлении книг на греческий манер.
Никон был триггером, спусковым крючком, который толкнул молох реформы, хотя он в дальнейшем самовольно покинул пост - за что, кстати, вместе с теми, на кого устраивал гонения, был так же предан церковью анафеме.
Для не принявших реформы верующих (старообрядцев) все новое было явной ересью, мирится с которой они не стали, что и стало причиной массового исхода с мест проживания в Сибирь, тайгу и все дальше на восток.
Таким образом, сколькими перстами ты крестишься, в какую сторону ходит крестный ход и прочие нововведения - это всего лишь видимая часть причин и изменений. Видимая часть, которая на поверхности - для людей - но как всегда в таких случаях, у руководителей государства светских и церковных были и более глобальные причины и мотивы. Очень тонко была разыграна карта честолюбия Алексея Михайловича, Никона. Один был соблазнен престолом константинопольским, а другой, возможностью стать аналогом папы римского. В результате сильнейший раскол общества по религиозному признаку, ставший причиной многих смертей, миграций и прочих горестей.