Сегодня мы расскажем про брошенную в Арктике уникальную и скорее всего (других не найдено) единственную в своём роде береговую позицию реактивных бомбомётных установок противолодочной обороны РБУ-6000 "Смерч-2".
Сама реактивно-бомбомётная противолодочная система "Смерч-2" была разработана в Московском НИИ теплотехники под руководством главного конструктора В. А. Масталыгина и принята на вооружение ещё в 1961 г. Она размещалась на кораблях различных проектов и предназначалась для борьбы с подводными лодками, кораблями, торпедами и диверсионными группами противника на расстояниях до пяти-шести километров.
Но здесь было решено создать из этой системы уникальную и единственную в своём роде береговую реактивную батарею противолодочной обороны со стационарными пусковыми установками, посаженными на двухэтажные подземные блоки для обеспечения защиты входа в бухту Ура-Губа, где расположена база ВМФ Северного флота, но в 1995 г. эта часть на побережье бухты Малая Калиновая была расформирована, а позиция бомбомётов заброшена.
В состав этой береговой системы ПЛО "Смерч-2" входили две дистанционно наводящиеся пусковые установки РБУ-6000, каждая из которых имела по 12 стволов и наводилась в двух плоскостях с углами обстрела в 180 градусов по горизонтали и 60 по вертикали.
Под ними в подземных блоках размещались заряжающие устройства и пункты управления стрельбой, а на нижних этажах блоков были обустроены погреба на 336 реактивных глубинных бомб в каждом.
Для наведения на цель и управления огнём в составе системы "Смерч-2" были разработаны ПУСБ "Буря" с приставкой "Зуммер", но на кораблях также использовались комплексы приборов управления стрельбой противолодочным оружием "Пурга", системы "Дозор-Тюльпан", а также корабельные гидроакустические системы. От гидроакустических систем дистанция и пеленг поступали на ПУСБ, который постоянно в режиме реального времени наводил пусковые установки и удерживал их на обнаруженной цели.
Какие именно системы использовались именно в этом береговом варианте установить не удалось.
В качестве боеприпаса в пусковых установках использовались неуправляемые твердотопливные реактивные глубинные бомбы РГБ-60 с фугасной боевой частью.
Изначально они оснащались взрывателями УДВ-60, срабатывавших при ударе о цель на заданных глубинах от 15 метров, но с 1966 г. был разработан и принят на вооружение новый дополнительный неконтактный взрыватель ВБ-2 акустического активного принципа действия с радиусом реагирования до 6 метров, который устанавливался в паре с УДВ-60.
А в 1987 г. для бомбомёта РБУ-6000 была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ "Запад" со встроенной системой активного гидроакустического самонаведения. Эти РГБ имели дальность обнаружения цели до 130 метров, а глубину поражения до 1000 метров.
Заряжание и разряжание этих установок производилось из подземных блоков при помощи смонтированной в них немного изменённой корабельной системы с подъёмником.
Пакет стволов поднимался вертикально и в них через открывающуюся заслонку под установкой на подъёмнике поочерёдно подавались реактивные бомбы из погреба. После загрузки каждой бомбы установка проворачивалась вокруг своей оси и подводила к подъёмнику следующий ствол, а после полной загрузки автоматически снова приводилась в боевое положение. А разряжание установок производилось в обратном порядке.
Ну а теперь перейдём к осмотру. Первая установка навсегда застыла в полубоевом положении.
Спустимся к блоку под ней.
К слову прямо полностью подземный в блоке лишь нижний этаж, а верхний расположен выше уровня рельефа и обвалован землёй вокруг.
На входе в блок установлена мощная защитно-герметическая дверь довольно внушительного размера.
Справа перед ней расположено помещение небольшого склада.
Ну что, пройдём внутрь на верхний этаж блока.
Так гермодверь на входе выглядит изнутри, а рядом в полу расположен гермоставень, ведущий на нижний этаж.
У входа находится небольшое вентиляционное помещение.
Гермоставень расширительной камеры.
На вентиляции смонтированы калориферы с водяным контуром.
И гермоклапаны.
А рядом располагалось ещё одно небольшое помещение, в котором видимо располагались системы пункта управления стрельбой.
Теперь осмотрим систему заряжания, проходящую сквозь платформу на нижний этаж и сквозь потолок на поверхность.
Вернее её верхнюю часть.
Ничего не понятно, но очень интересно. :)
Рядом на стене раньше находились какие-то щиты для контроля заряжания.
Ну а теперь пора вниз.
Открываем гермоставень.
И спускаемся в погреб.
Здесь находится подъёмник нижней части системы заряжания.
И какие-то шкафы с корабельными гермодверями.
Что в них было не очень ясно, но есть предположение, что так хранились детонаторы.
Основной объём этажа занимало шесть стеллажей для реактивных глубинных бомб, по три с каждой стороны.
В каждом из них было восемь рядов по семь РГБ, итого получается боезапас в 336 РГБ.
Здесь также сохранилось несколько специальных тележек для подвозки РГБ к подъёмнику. В кораблях эта система была автоматизирована, но здесь почему-то было решено добавить ручного труда.
Но выбираемся на поверхность.
Сбоку блока из земли торчит оголовок вентиляционной шахты.
А мы идём ко второму блоку РБУ.
Возле него валяется щит от пульта управления заряжанием установки.
И останки какой-то взорванной реактивной бомбы.
Эта РБУ осталась замершей в боевом положении.
Красотка же.
Под установкой располагался абсолютно идентичный блок примерно в такой же сохранности.
А теперь пройдём на сопку рядом, где видимо располагался командный пункт с узлом связи и системы наведения на цель.
У подножия валяются останки какого-то сгоревшего смятого кунга.
А наверху среди камней торчат останки растяжек антенны.
Сама антенна сломана и обрушилась.
А вот и год возведения этого объекта. Видимо и сами пусковые установки были построены в то же время.
Ну а вокруг антенны среди огромных валунов валяются тонны ржавого металла останков от кунгов, различных силовых агрегатов, аппаратуры и машин, но ничего здесь уже опознать нельзя.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.