Универсальными я называю литературные произведения, с помощью которых можно убить сразу несколько зайцев. Вернее - проиллюстрировать сразу несколько направлений.
Направлений в этом году как всегда пять:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание – вечная тема.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Подробнее об открытых тематических направлениях этого учебного года и списке литературы для каждого из них шла речь в недавней публикации.
Мне кажется, в этом году нас осчастливили такими широкими и интересными направлениями, что едва ли не каждая повесть или роман будут являться универсальными.
Если приравнять "дорогу в жизни человека" к "жизненному пути" (а это, по всей видимости, предполагается ), то подойдет практически любое относительно объёмное произведение. В нём мы обязательно увидим насыщенный ошибками, разочарованиями и потерями путь взросления и самопознания главного героя или путь, ведущий его к цели, мечте, счастью.
Не буду оригинальной, если предложу всем известные произведения, которые из года в год выручают нас на итоговом сочинении:
- Капитанская дочка
- Два капитана
- Алые паруса
Первое, "дорожное" направление ими перекрывается полностью, а вместе с ним и четвёртое, если речь пойдёт о именно книге, а не музыке/спектакле/живописи. "Книжные" темы могут выглядеть, например, так:
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
Эти произведения экранизированы, так что, если посмотреть киноверсии "Двух капитанов" или "Алых парусов", можно ответить и на другие вопросы:
С какими киногероями Вы ассоциируете себя и почему?
Что лучше: книга или фильм?
Может ли кино заменить литературу? и т.д.
Многочисленные преступления и наказания в этих произведениях тоже присутствуют:
- С одной стороны, преступления Пугачёва против власти (организовал и возглавил бунт) и людей, выполняющих свой воинский долг (казнь защитников Белогорской крепости), убийство простых людей (смерть Василисы Егоровны). С другой стороны, можно порассуждать о преступлении Гринёва (по законам военного времени он - преступник), за которым, к счастью для героев, не последовало наказания, и о безнравственных поступках Швабрина (клевета на Машу, предательский удар на дуэли, измена присяге, донос на Гринёва в следственную комиссию).
- Преступления Николая Антоновича Татаринова (сделал всё, чтобы участники экспедиции капитана Татаринова погибли, иначе говоря, сознательно отправил на смерть двоюродного брата) и Ромашова (тут повторяется история Швабрина: клевета, шантаж, доносы и "непрямое убийство" - Ромашов бросает раненого и безоружного Саню, обрекая его на верную гибель). В "Двух капитанах" есть и наказание за несовершённое преступление (обвинение в убийстве Саниного отца и его смерть в тюрьме).
- Преступление трактирщика Меннерса (стал косвенным виновником смерти Мери: когда молодая женщина, оказавшаяся в безвыходном положении, пришла просить у него денег в долг, "Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви"). Наказанием, или возмездием за его равнодушие стал поступок Лонгрена: он точно так же не пришёл на помощь трактирщику, когда Меннерса уносило в открытое море. Одним словом, моряк "отзеркалил" преступление, чем навлёк ненависть жителей деревни на себя и свою маленькую дочь .
"Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать помощь, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятиями, но Лонгрен только подошел ближе к самому краю мола, чтобы не сразу потерять из вида метания и скачки лодки. «Лонгрен, — донеслось к нему глухо, как с крыши — сидящему внутри дома, — спаси!» Тогда, набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре ни одного слова, Лонгрен крикнул:
— Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!
Тогда крики умолкли, и Лонгрен пошел домой. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав голос девочки, звавшей его, он подошел к ней, крепко поцеловал и прикрыл сбившимся одеялом.
— Спи, милая, — сказал он, — до утра еще далеко.
— Что ты делаешь?
— Черную игрушку я сделал, Ассоль, — спи!
Также для раскрытия тем сочинений по первому, третьему и четвёртому направлению можно использовать произведения
- Судьба человека
- И дольше века длится день
- Авиатор
- Белые одежды и многие другие.
Их универсальность проверена на практике, о многих из них есть публикации на моём канале:
Роман "Белые одежды" как палочка-выручалочка для итогового сочинения
Универсальное произведение для итогового сочинения (об "Алых парусах")
Уважаемые коллеги, благодарю за то, что в комментариях к моим статьям предлагаете произведения, которые могли бы подойти к нескольким направлениям. В ближайших планах - проанализировать рассказ "Свеча горела" Майка Гелприна, предложенный Екатериной Дерябиной.
Возможно, новым читателям моего канала будет интересна прошлогодняя статья "Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах"
Примеры сочинений по направлениям прошлого года можно найти здесь:
Образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой" (тема "Когда человек чувствует себя счастливым?")
Также при подготовке с сочинению вам могут пригодиться статьи: