Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Универсальные произведения для итогового сочинения 2021/22

Универсальными я называю литературные произведения, с помощью которых можно убить сразу несколько зайцев. Вернее - проиллюстрировать сразу несколько направлений.

Направлений в этом году как всегда пять:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание – вечная тема.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Подробнее об открытых тематических направлениях этого учебного года и списке литературы для каждого из них шла речь в недавней публикации.

Мне кажется, в этом году нас осчастливили такими широкими и интересными направлениями, что едва ли не каждая повесть или роман будут являться универсальными.

Если приравнять "дорогу в жизни человека" к "жизненному пути" (а это, по всей видимости, предполагается ), то подойдет практически любое относительно объёмное произведение. В нём мы обязательно увидим насыщенный ошибками, разочарованиями и потерями путь взросления и самопознания главного героя или путь, ведущий его к цели, мечте, счастью.

Не буду оригинальной, если предложу всем известные произведения, которые из года в год выручают нас на итоговом сочинении:

  • Капитанская дочка
  • Два капитана
  • Алые паруса

Первое, "дорожное" направление ими перекрывается полностью, а вместе с ним и четвёртое, если речь пойдёт о именно книге, а не музыке/спектакле/живописи. "Книжные" темы могут выглядеть, например, так:

  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

Эти произведения экранизированы, так что, если посмотреть киноверсии "Двух капитанов" или "Алых парусов", можно ответить и на другие вопросы:

С какими киногероями Вы ассоциируете себя и почему?

Что лучше: книга или фильм?

Может ли кино заменить литературу? и т.д.

Многочисленные преступления и наказания в этих произведениях тоже присутствуют:

  • С одной стороны, преступления Пугачёва против власти (организовал и возглавил бунт) и людей, выполняющих свой воинский долг (казнь защитников Белогорской крепости), убийство простых людей (смерть Василисы Егоровны). С другой стороны, можно порассуждать о преступлении Гринёва (по законам военного времени он - преступник), за которым, к счастью для героев, не последовало наказания, и о безнравственных поступках Швабрина (клевета на Машу, предательский удар на дуэли, измена присяге, донос на Гринёва в следственную комиссию).
  • Преступления Николая Антоновича Татаринова (сделал всё, чтобы участники экспедиции капитана Татаринова погибли, иначе говоря, сознательно отправил на смерть двоюродного брата) и Ромашова (тут повторяется история Швабрина: клевета, шантаж, доносы и "непрямое убийство" - Ромашов бросает раненого и безоружного Саню, обрекая его на верную гибель). В "Двух капитанах" есть и наказание за несовершённое преступление (обвинение в убийстве Саниного отца и его смерть в тюрьме).
Саня Григорьев (Борис Токарев). Кадр из фильма "Два капитана". 1976г.
Саня Григорьев (Борис Токарев). Кадр из фильма "Два капитана". 1976г.
  • Преступление трактирщика Меннерса (стал косвенным виновником смерти Мери: когда молодая женщина, оказавшаяся в безвыходном положении, пришла просить у него денег в долг, "Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви"). Наказанием, или возмездием за его равнодушие стал поступок Лонгрена: он точно так же не пришёл на помощь трактирщику, когда Меннерса уносило в открытое море. Одним словом, моряк "отзеркалил" преступление, чем навлёк ненависть жителей деревни на себя и свою маленькую дочь .
"Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать помощь, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятиями, но Лонгрен только подошел ближе к самому краю мола, чтобы не сразу потерять из вида метания и скачки лодки. «Лонгрен, — донеслось к нему глухо, как с крыши — сидящему внутри дома, — спаси!» Тогда, набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре ни одного слова, Лонгрен крикнул:
— Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!
Тогда крики умолкли, и Лонгрен пошел домой. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав голос девочки, звавшей его, он подошел к ней, крепко поцеловал и прикрыл сбившимся одеялом.
— Спи, милая, — сказал он, — до утра еще далеко.
— Что ты делаешь?
— Черную игрушку я сделал, Ассоль, — спи!
Лонгрен и Ассоль. Кадр из фильма "Алые паруса" 1961г.
Лонгрен и Ассоль. Кадр из фильма "Алые паруса" 1961г.

Также для раскрытия тем сочинений по первому, третьему и четвёртому направлению можно использовать произведения

  • Судьба человека
  • И дольше века длится день
  • Авиатор
  • Белые одежды и многие другие.

Их универсальность проверена на практике, о многих из них есть публикации на моём канале:

Роман "Белые одежды" как палочка-выручалочка для итогового сочинения

Прочитав одно произведение, вы сможете написать сочинение на десятки тем (о романе "И дольше века длится день")

Универсальное произведение для итогового сочинения (об "Алых парусах")

Уважаемые коллеги, благодарю за то, что в комментариях к моим статьям предлагаете произведения, которые могли бы подойти к нескольким направлениям. В ближайших планах - проанализировать рассказ "Свеча горела" Майка Гелприна, предложенный Екатериной Дерябиной.

Возможно, новым читателям моего канала будет интересна прошлогодняя статья "Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах"

Примеры сочинений по направлениям прошлого года можно найти здесь:

Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

Образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой" (тема "Когда человек чувствует себя счастливым?")

Как вы понимаете высказывание немецкого философа Ф. Ницше: «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»?

Также при подготовке с сочинению вам могут пригодиться статьи:

Формулируем тезис к конкретной теме

Составляем логическую схему сочинения