Летом 2021 года был соединен автодорожный 4-полосный мост через Адриатическое море, протянувшийся между двумя берегами на 2,4 км. Стоимость сооружения с подъездными путями составила около €420 млн. Основную часть средств для реализации проекта выделил ЕС — около €350 млн.
Минуя Боснию и Герцеговину
Наличие объекта позволит в будущем избегать прохождение территории Боснии и Герцеговины для попадания из одной части Хорватии в другую. Многие путешествуют вдоль побережья в Дубровник, самый старый город в стране, богатый историческими постройками и привлекающий многочисленных туристов со всей Европы.
Чтобы попасть в этот морской курорт, необходимо дважды преодолевать государственную границу в боснийском Неуме. Страны еще в 1996 году составили договор, предусматривающий беспрепятственное пересечение территории Боснии и Герцеговины, однако этот документ не был ратифицирован. С появлением моста отпадет необходимость тратить время на прохождение паспортного контроля, так как он позволит миновать территорию соседнего государства.
Старт проекта, разногласия с соседями и экономический кризис
Построить мост в Южной Далмации местные власти предложили во второй половине 1990-х. Но единства в правительстве относительно этой идеи тогда не было. Первый план будущего сооружения разработали в 2000 году, а через пять лет Иво Санадер, занимавший в то время пост премьер-министра Хорватии, дал старт проекту, хотя начавшиеся работы носили лишь подготовительный характер. Параллельно шел поиск подрядчика и улаживание разногласий с боснийцами.
Последние изначально выступали против возведения моста, полагая, что он попросту заблокирует выход их судов в Адриатическое море. Однако в 2006-2007 годах Загреб и Сараево, как казалось, уладили все нюансы. Хорватия заявила, что высота моста будет не 35, а 55 м, что позволит проходить под ним большинству судов. Боснию и Герцеговину волновал и другой вопрос: после появления новой дороги туристы будут путешествовать в обход их страны, а значит перестанут совершать покупки и останавливаться пообедать или переночевать в Неуме.
Летом 2007 года было объявлено, что активные работы на площадке начнутся уже осенью, а реализован проект будет в течение четырех лет. Стоимость строительства тогда оценивалась в €260 млн. Однако соседнее государство вновь выразило недовольство. Но несмотря на это, как и было заявлено, строительство началось в октябре 2007-го. За реализацию масштабных планов взялся консорциум, состоящий из нескольких хорватских компаний.
Но на следующий год разразился финансовый кризис, сказавшийся и на данном проекте. Вначале срок сдачи объекта перенесли на 2015 год, но в 2012-м работы были полностью остановлены, а с подрядной организацией расторгнуты все соглашения. В том же году Хорватия подписала договор о вступлении в Евросоюз, полноправным членом которого она стала в 2013-м.
Поддержка Евросоюза и возобновление строительства
ЕС выразил заинтересованность проектом мостового перехода и выделил €200 тыс. на проведение нового ТЭО. Тогда же параллельно рассматривался вариант прокладки тоннеля, но от него быстро отказались. Сроки возобновления работ по возведению моста с 2015 года регулярно переносились, пока в 2019-м китайская CRBC, выигравшая тендер, не приступила к строительству. К этому времени стоимость проекта увеличилась более чем в 1,5 раза, и основную сумму для его реализации выделил Евросоюз. Правда, далеко не всем понравилось, что приоритет в качестве подрядчика был отдан компании из КНР.
Длина основного сооружения составляет 2,4 км. Также с обеих сторон возводятся соединительные дороги, путепроводы и тоннели общей длиной 32 км. В конце июля был установлен последний сегмент моста, что сопровождалось пышным фейерверком, танцами и яркими речами политиков. Открыть новую дорогу планируется летом следующего года.
Сараево в целом по-прежнему настроено против, заявляя, что Хорватия посягнула на суверенитет их страны и нарушила морское право, отрезав Боснию и Герцеговину от международных вод. Свое несогласие государство направляло и в Евросоюз, но это не повлияло на реализацию проекта.
Загреб в свою очередь заявлял неоднократно, что им не требуется официального разрешения от Сараево на строительство моста, так как объект проходит исключительно по территории Хорватии. А размеры сооружения позволят беспрепятственно попадать в боснийский порт большинству типов судов.
Против возведения моста привычно выступали и различные экологические организации, отмечая нанесение вреда окружающей среде, как в следствие строительства, так и дальнейшей эксплуатации объекта. Разногласия относительно новой дороги были и остаются и внутри Хорватии. Некоторые полагают, что после вступления Боснии и Герцеговины в ЕС необходимость в альтернативном маршруте отпадет и проект не оправдает затрат. Тем не менее мост практически готов и все идет к его долгожданному открытию.
Читайте: В Китае строят самый широкий тоннель в мире