Найти в Дзене

Пустое гнездо - пустая жизнь. Я – мать! И это все?

Женщина, которая находит для себя реализацию и счастье исключительно в материнстве, чаще всего имеет единственный доминирующий в ее сознании архетип – богини Деметры. В этом ее точка опоры, но в этом же и ее уязвимость и… причина грядущего поражения. А оно обязательно наступит, потому что рано или поздно все дети вырастают (в этом их уникальная особенность)) и большая часть из них в той или иной форме (в открытой или пассивной) неизбежно объявит бунт материнской гиперопеке.

Художник Майк Райден
Художник Майк Райден

Если женщине задать прямой вопрос: «Кто ты?» и на него следует пафосно звучащий ответ: «Я - мать!», это означает, что архетип богини Деметры проявлен в такой женщине очень ярко. Позиционировать себя только матерью недальновидно и подобно тому, как складывать все яйца в одну корзину. Во все века все птенцы всегда поступают одинаково - вырастают и… улетают. Улетают, чтобы прожить свою жизнь, думать своей головой и совершать свои ошибки.

Художник Майк Райден
Художник Майк Райден

В мифах можно найти ответы на многие вопросы, осмелюсь даже сказать, что на все. Образ богини Деметры показан в легендах отнюдь не в нежно-розовых тонах. Эта богиня демонстрирует нам жесткий, деспотичный характер. Наряду с классическими материнскими качествами – заботой и ответственностью, в Деметре ярко проявлены мстительность и властность. Ее дочь Персефона была похищена Аидом – управителем царства мертвых и удерживалась им там насильно. В отместку всему миру Деметра остановила процессы цветения и плодородия на всей Земле. А это уже весомый показатель – если не по ее воле, то никак. Планета вновь зазеленела только тогда, когда с Аидом был заключен договор о поочередном нахождении Персефоны – по пол года с супругом и по пол года с матерью. Персефона была рада этому, но, тем не менее, в этом поступке Деметры, который смело можно назвать ультиматумом, отчетливо прослеживается бесцеремонное вмешательство матери в семейную жизнь дочери.

Художник Майк Райден
Художник Майк Райден

Персефона – вечно безрадостна, она представляет собой классический образ жертвы и покорно исполняет эту роль. Почему? Почему она не сопротивляется? Не сражается, как Афина? Не влюбляется, как Афродита? Она обреченно несет свой крест, решив, что раз попала в царство мертвых, значит там ее место. Здесь можно уловить созвучие с ее умершими, полностью заблокированными чувствами. Гиперопека Деметры, как подобные проявления любой матери - в любое время, как тысячи лет назад, так и сейчас - ведет к подавлению воли ребенка, он смиряется с тем, что все решается за него и забывает о своих желаниях. Он только бесконечно служит чему-то или кому-то, выполняет чужую волю – т.е. является жертвой.

Дети женщины, в которой избыточно проявлен архетип Деметры, как правило, не обучены радости и легкости жизни, они все время напряжены и озадачены одной целью – чтобы мама была довольна. Их сознание «прошито» так, что в нем функционирует программа, которую можно назвать «запрет на наслаждение, полноту жизни и свободу воли». Грустная, покорная Персефона как нельзя лучше олицетворяет носителя подобной установки.

Художник Майк Райден
Художник Майк Райден

Но если вернуться к Деметре, то возникает закономерный вопрос – что плохого в том, чтобы быть хорошей матерью? Что плохого в том, чтобы посвятить свою жизнь детям? Плохого ничего, просто это уязвимость. Любое ограничение – уязвимость. Быть только матерью – недостаточно. Потому что эта роль временна. А что потом, когда матерью уже не получается быть? Кем становится женщина? Вот Деметра, например, стала разъяренной фурией, от гнева которой планета перестала цвести и плодородить. Ну а обычная женщина превращается в злобную свекровь/тещу, которая не позволяет свободно дышать своим подросшим детям бесконечным вмешательством в их жизнь. Ее новая роль – поучать, правда, никто не желает ее слушать… Беда в том, что женщина, которая сделала все ставки на свое материнство, просто больше ничего не умеет, только воспитывать кого-то. Она ведь уже ответила на вопрос, кто она. Мать! И все. Больше никто. Значит будет теперь воспитывать всех подряд…

Художник Майк Райден
Художник Майк Райден

Ситуация печальна не только для детей Деметры, примеряющих на себя образ вечно печальной, покорной Персефоны, но и для самой Деметры. Ей ведь тоже нелегко. Разве можно разглядеть счастье в навязывании своего мнения выросшим детям, которые всеми доступными средствами избегают этого? Вряд ли…

Что делать? Обратиться к мифам, как вариант). Помимо Деметры, в них рассказывается о многих других богинях. Архетип каждой из них заложен в любой из женщин. Это наследие веков, это наша кровь, это коллективное бессознательное - одним словом можно назвать это источником, где скрыты подсказки и ответы на все вопросы. Почему бы не поискать их там? Например, когда дети выросли, можно попробовать раскрыть в себе архетипы других богинь. Они существуют, просто спят. Допустим, если начать чему-то учиться, осваивать новую профессию, совершенствоваться в хобби, заняться спортом, йогой, танцами, то в подсознании оживает мудрая и самодостаточная Афина. А если направить усилия на поддержание молодости и красоты, а возможно и на устройство личной жизни, то можно раскрыть в себе прекрасную Афродиту. Все это весьма заманчивые альтернативы по сравнению с давно устаревшей и изжившей себя ролью матери - альтернативы, развивающие личность и зачастую раскрывающие новые двери. Но свободу воли никто не отменял. Многие выбирают оставаться матерью, даже когда их дети давно уже пенсионеры. Кому от этого хорошо? Увы, никому…

Читайте также:

«Мама, я хороший? Незавершенная сепарация с родителями»

«Нарцисс – прививка для повышения самооценки»

«Почему это случилось со мной?» - о неслучайных случайностях.

Мои книги на ЛитРес.

#психология #манипуляции #сепарация от родителей #абьюз #Деметра #персефона #мифология #магия