В XVIII в. Просвещение было общим направлением европейской мысли; оно настаивало на способности человеческого разума обнаруживать истину. В общем и целом, просветители были приверженцами природного закона и природных прав, хотя в самом конце столетия Просвещение стало постепенно склоняться к утилитаризму. Хотя схоластика была вполне совместима с упором на природный закон и природные права, ее отвергали и осуждали как невежественное «суеверие» наряду с религией откровения. Соответственно, в области религии мыслители эпохи Просвещения были склонны осуждать христианство, критиковать церковь и становиться скептиками, деистами и даже атеистами. В этой враждебной для христианской церкви и христианских ценностей атмосфере Шотландское Просвещение сохранило на удивление тесные связи с Пресвитерианской церковью. Почему это произошло? И почему Шотландская церковь, которая в XVI в. под эгидой Джона Нокса проявляла исключительную воинственность, смягчила свою позицию до такой степени, что приветствовала Просвещение, т.е. природный закон, разум и свободомыслящее, если не скептическое, христианство? Причина в том, что за два столетия, прошедшие со времен Джона Нокса, ревностный кальвинизм в Шотландии ослабел. После 1752 г. влиятельная группа умеренного пресвитерианского духовенства сумела подчинить себе Шотландскую церковь, официальную церковь, которая со времен унии между Шотландией и Англией в 1707 г. получила санкцию британской Короны, хотя была Пресвитерианской, а не Англиканской, как в Англии5. Против умеренных резко выступала евангелическая партия, т.е. духовенство, сохранившее верность ортодоксальному кальвинизму. Умеренные, располагавшие широкими связями и хорошо образованные, пользовались сильной поддержкой в южной части Шотландии, в Эдинбурге и Глазго, а также на восточном побережье вплоть до Абердина. В 1750-х гг. они смогли стать господствующей властной эли424 457 15.3. Шотландское Просвещение и пресвитерианство той Шотландской церкви, хотя и представляли меньшинство местных приходов. Умеренные, придерживавшиеся достаточно гибких и вольных теологических воззрений, были тесно связаны с интеллектуалами Эдинбурга и Глазго, которые и представляли Шотландское Просвещение. Среди умеренных особенно выделялся преподобный Уильям Робертсон (1721— 1793), энергичный оратор и неутомимый организатор; он руководил умеренными со времени их объединения в 1752 г. и в 1766—1780 гг. возглавлял генеральную ассамблею Шотландской церкви. Кроме того, в 1762 г. Робертсон стал ректором Эдинбургского университета, и именно под его руководством этот университет вошел в первые ряды европейских университетов. Наконец, Робертсон был основателем и главным авторитетом различных научных обществ; на еженедельных встречах, которые устраивались для чтения докладов, дискуссий и просто для общения, собирались ведущие фигуры Шотландского Просвещения — университетские профессора, юристы и видные представители умеренного духовенства.
Схоластика была вполне совместима с упором на природный закон и природные права.
8 сентября 20218 сен 2021
2
2 мин