Мир не только является числом, но всякое число есть воплощение моральных качеств и других абстракций. Так, справедливость, согласно учению Пифагора и его последователей, есть число 4, а другие числа соответствуют различным моральным качествам. Хотя несомненно, что Пифагор способствовал развитию греческой математики, его числовой мистицизм гарвардский социолог XX в. Питирим Сорокин вполне мог бы охарактеризовать как зачаточный пример «квантофрении» и «метромании»(3). Вряд ли будет сильным преувеличением, если мы увидим в учении Пифагора зародыш процветающих сегодня невероятно высокомерных математической экономики и эконометрики. Таким образом, вкладом Пифагора в философию и экономическую мысль стал бесплодный тупик, тот самый, который позднее спровоцировал Аристотеля на безнадежные попытки разработать математику справедливости и экономического обмена. Следующим, кто внес важный положительный вклад, был досократик (на самом деле современник Сократа) Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Этот ученый, родом из городка Абдеры, оказал огромное влияние на развитие науки, став основоположником «атомизма» в космологии, т.е. представления о том, что фундаментальная структура реальности состоит из взаимодействующих атомов. Демокрит способствовал развитию экономической теории, обозначив два важнейших направления мысли. Во-первых, он заложил основы субъективной теории ценности. Демокрит учил, что моральные ценности, этика, являются абсолютными, но экономические ценности по необходимости субъективны. «Одна и та же вещь, — писал Демокрит, — может быть “хорошей и правильной для всех людей, однако то, что приятно, — для всех людей разное”». Но не только оценка субъективна, Демокрит также увидел, что полезность блага падает до нуля и становится отрицательной, если его предложение сверхизбыточно. Демокрит также отметил, что если люди ограничивают свои потребности и сдерживают желания, тогда с тем, чем они сейчас обладают, они могут казаться относительно богаче, а не беднее. И здесь он признает относительность природы субъективной полезности богатства. Кроме того, Демокрит был первым, кто пришел к понятию (еще в зачаточной форме) временнóго предпочтения: идеи австрийской школы о том, что люди предпочитают благо в настоящем перспективе получения блага в будущем. Как объясняет Демокрит, «нет уверенности в том, что молодой человек когда-то достигнет преклонных годов; следовательно, имеющееся благо превосходит благо, которого еще нет». В дополнение к сделанным им первым наброскам субъективной теории полезности еще одним крупным вкладом Демокрита в экономическую науку стала его новаторская защита системы частной собственности. В отличие от восточных деспотий, в которых все имущество.
Мир не только является числом, но всякое число есть воплощение моральных качеств и других абстракций.
8 сентября 20218 сен 2021
1
2 мин