Найти в Дзене

ФИЛИППИЙЦАМ (ч.3): ГЛАЗАМИ ПАВЛА

Оглавление
«Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Фил. 1:12-20).

Возможно, вам знакома такая поговорка: «Когда жизнь подкидывает вам лимон, сделайте из него лимонад». Смысл очевиден: сам по себе лимонный сок кислый, но если немного лимонного сока смешать с водой и сахаром, то получится лимонад, освежающий напиток. Очень точно подмечено. Жизнь иногда «подбрасывает» нам «лимоны» — неприятные обстоятельства. Когда такое случается, можно просто постараться пережить ситуацию, а можно попытаться увидеть в ней благо — обратить наши «лимоны» в «лимонад».

Павел вряд ли мог слышать эту поговорку, но философия, заключенная в ней, была ему близка. Став христианином, он получил «целый вагон» таких «лимонов». В Деяниях описано несколько случаев жестокого обращения с ним (см. Деян. 9:1—23:11), но это лишь часть того, что ему пришлось вынести ради Господа (см. 2 Кор. 11:23-30). Последним его унижением было несправедливое тюремное заключение. Он два года провел в Кесарии (см. Деян. 23:12—26:32). После обращения к кесарю (Деян. 25:10-12) его отправили в Рим (см. Деян. 27:1—28:15). Письмо к филиппийцам Павел написал на втором году пребывания в тамошней тюрьме (Деян. 28:30; см. 28:16-31). Несколько деталей в этой книге указывают на то, что она была написана в конце первого тюремного заключения Павла в Риме, учитывая тот факт, что он ожидал скорого освобождения (2:24).

Он очень хотел попасть в Рим проповедником (Рим. 1:10, 11, 13; 15:22-24), а оказался там узником! Другие в такой ситуации могли бы исполниться жалости к себе, но в нашем тексте нет ни намека на то, что Павел ожесточился.

Как Павлу удалось из своих «лимонов» сделать «лимонад»? Ответ лежит в его отношении ко всему, что случалось с ним. Да, мы уже говорили о важности правильного отношения, но, изучая Послание к филиппийцам, мы еще неоднократно услышим об этом. В некотором смысле эта книга — о необходимости развивать в себе правильное отношение ко всему:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (2:5).
«Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» (3:15).
«Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, — о том помышляйте» (4:8).

Если бы вы посмотрели на Павла в Риме, то увидели бы старого проповедника, скованного цепями. Прочтите Флм. 9, Деян. 28:20 и Еф. 6:20. Греческое слово халисис (узы, цепь), употребленное в двух из этих отрывков, означает «короткую цепь, один конец которой крепился к запястью заключенного, а другой — к запястью стражника, в результате чего побег был невозможным» (Баркли). Когда думаешь об этом ограничении свободы передвижений Павла и о других унижениях, так и хочется сочувственно или гневно покачать головой. Однако переключите внимание с видимого на невидимое: на сердце Павла. Свое положение Павел воспринимал не как трагедию, а как триумф. Себя он считал не жертвой, а победителем.

В этом уроке мы постараемся взглянуть на ситуацию глазами апостола и увидеть ее так, как видел он. А в результате, надеюсь, научимся видеть в жизни положительное.

ОН ВИДЕЛ УСПЕХ БОЖЬЕГО ДЕЛА (1:12-14)

Мы подошли к главному содержанию послания Павла. Обычно основная часть письма начиналась с краткого сообщения о себе. В некотором смысле Павел действительно начинает этот раздел своего послания с личной информации… но это только на первый взгляд. Его взор устремлен не на себя, а на Иисуса и евангелие Иисуса.

Он пишет: «Желаю, братья, чтобы вы знали» (ст. 12). Павел любил слова «брат» и «братья». Они указывают на семейные отношения. В его письмах эти слова употреблены 130 раз или около того, причем девять раз — в четырех главах этой короткой книги (ст. 12, 14; 2:25; 3:1, 13, 17; 4:1, 8, 21).

«…Что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования». В словах «обстоятельства мои» заключено все, что Павел претерпел в прошлом и что терпит в настоящем. Но для описания этого у него находится всего лишь два слова: «обстоятельства мои» — и тема закрыта.

Его мысли заняты не проблемами, а успехом — «успехом благовествования». Словом «благовествование» переведено составное греческое слово евангелион, что значит «благая весть».

В связи с продвижением евангелия апостол употребляет выразительное слово. Греческий термин в значении «успех, прогресс» состоит из сложного слова (прокопе), которое в глагольной форме (прокоптейн) означает «прорубать путь». Первоначально это слово использовали, говоря о первопроходце, прокладывавшем путь через лесные заросли. Оно также использовалось для описания работы военных инженеров, которые шли впереди армии, вырубая деревья и кустарники, которые могли бы препятствовать продвижению армии (Баркли). Это часто открывало новую территорию. Заключение Павла было «расчисткой пути» для евангелия!

Контакт с погибшими

Павел приводит два примера успеха благовествования в результате его заключения в тюрьму. Во-первых, это общение с погибшими. Со времени его ареста в Иерусалиме Павлу представлялись удивительные возможности для евангелизации. Он проповедовал иудейскому синедриону, римским правителям и другим высокопоставленным лицам, включая царя (Деян. 23:1; 24:10, 24, 25; 25:23; 26:1). Однако ни одна из этих возможностей не была такой результативной, как та, что представилась Павлу, когда он был прикован к стерегущим его воинам в Риме (см. Деян. 28:16). Сказав о «большем успехе благовествования» (Фил. 1:12), он продолжает: «Так что узы мои во Христе сделались известными всей претории» (ст. 13).

Что касается слова «претория», то некоторые думают, что это императорский дворец. Хотя благовествование действительно достигло кесарева дворца (4:22), большинство ученых считает, что это слово в 1:13 означает дворцовую стражу (см. Современный Перевод). Эти элитные войска были самым лучшим подразделением в римской армии и составляли римскую императорскую гвардию. В гвардию входило десять тысяч отборных италийских воинов, каждый в звании на уровне центуриона/сотника (командующий сотней воинов). Кроме прочих обязанностей, они были еще телохранителями императора. Они пользовались огромным влиянием в Риме и позже стали решающей силой возведения императоров на престол Римской империи. Они имели особые привилегии, включая двойную оплату и собственное жилье в Риме. Выходя в отставку после двенадцати-шестнадцати лет службы, они получали римское гражданство и щедрое денежное пособие. Тот факт, что сторожить Павла поручили именно гвардии, может указывать на то, каким важным дело Павла представлялось римским властям.

Охраняя Павла, стража менялась через каждые шесть часов. Таким образом, у апостола была возможность каждый день влиять на четырех воинов. Если мои вычисления верны, то за два года это в сумме могло составить до 2920 контактов! Конечно, для воинов Павел был пленником, но именно он «пленял» своих слушателей, работая каждый день:

· Когда диктовал письма — как, например, к филиппийцам.

· Когда беседовал с друзьями — как, например, с Тимофеем и Епафродитом (см. 1:1; 2:25).

· Когда учил тех, кто приходил к нему (см. Деян. 28:17-31).

· Когда молился и воздавал хвалу Богу. (См. Фил. 1:3, 4. Деян. 16:25, где говорится о более раннем заключении и показывается, чем Павел занимался, находясь в тюрьме).

· Когда беседовал со своими тюремщиками и отвечал на их вопросы. (В тексте не сказано, что он разговаривал с воинами, но разве можно допустить, что он не воспользовался таким удобным шансом? См. Рим. 1:14-16).

Если бы Павел пришел в Рим так, как это было запланировано изначально, и стал бы проповедовать в римском форуме, наверно, ни один воин не остановился бы, чтобы послушать его. Но так как они днем и ночью были прикованы к нему, то трудно было бы проигнорировать его. Непостижимы пути Господни!

Стал ли кто-нибудь из этих воинов христианином? Согласно невдохновенному преданию, некоторые стали. Во всяком случае, они поняли, что представлял собой Павел. Апостол говорит, что «узы [его] во Христе сделались известными всей претории». Они узнали, что заключенным он стал не за какое-то преступление, а за свою веру в Иисуса. В Современном Переводе сказано: «Сейчас всем императорским стражникам известно, что я нахожусь в заключении за Христа».

Павел также говорит, что «узы [его] во Христе сделались известными… и всем прочим» (ст. 13). «Все прочие» — это другие люди, на которых повлиял Павел. (Один из них — беглый раб по имени Онисим; см. Флм. 10-21). В Риме новости распространялись быстро. Павел, вероятно, сыграл свою роль в обращении членов кесарева дома (см. 4:22). В узах мог быть Божий вестник, но не Божья весть (см. 2 Тим. 2:9)!

Итак, первым примером того, как узы Павла послужили успеху благовествования, были уникальные возможности для распространения Слова. Как уже говорилось, мы с вами можем ощущать себя в разных «узах», но большинство из этих «уз» дает нам возможность поделиться благой вестью с другими. Не только Павел был прикован к воинам, но и они к нему. Так и христиане: не только они бывают «прикованы» к неблагоприятным ситуациям — к тем же ситуациям часто бывают «прикованы» и другие, что дает возможность христианам влиять на них. Мать может чувствовать себя «прикованной» к куче ребятишек, но если она наставляет их в путях Господних (Втор. 6:7), то кто знает, какое добро они позже сделают в царстве? Женщина может чувствовать себя «прикованной» к своему неверующему мужу, но у нее есть возможность быть для него хорошим примером (см. 1 Пет. 3:1, 2). Кто-то может чувствовать себя «прикованным» к нелюбимой работе, но практически на каждой работе есть сотрудники, которых можно наставлять. Многие люди «прикованы» к своим физическим немощам, но и подобные обстоятельства можно использовать для содействия делу Христа. Некоторые физически немощные люди обнаруживают, что у них есть время для служения Богу и помощи другим, которого в иных обстоятельствах они бы не имели. Одна моя знакомая, не выходящая из дома, ободряет других, звоня им по телефону.

Придание смелости спасенным

Павел приводит второй пример того, как его узы способствовали успеху благовествования: они придавали смелость спасенным. Он пишет: «…большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (ст. 14). Не все, как мы узнаем от Павла через несколько стихов, — но большинство.

Каким образом заключение Павла придавало другим смелость? Может быть, их доверие к Богу укреплялось, когда они видели уверенность Павла в том, что Господь позаботится о нем. Может быть, видя твердость апостола несмотря на все проблемы, они мужественнее встречали насмешки. Они могли рассуждать так: если Бог творит такие великие дела через человека в узах, то и через них Он сможет делать то же. Тяготы Павла, наверное, способствовали тому, что они стали больше стараться, чтобы благовествование не пострадало из-за того, что один из главных его провозвестников ограничен в передвижениях.

Слово, в стихе 14 переведенное «проповедовать», это не обычное греческое слово в значении «проповедовать» (кариссо), то есть публично возвещать, а форма слова лалео, что значит просто «говорить». Толкователи высказывают предположение, что апостол делает акцент не на публичном возвещении Слова, а на ежедневных беседах каждого христианина с другими о евангелии (см. Деян. 8:1, 4).

Цельс, один из первых критиков христианства, писал, что «кожевники, шерстяники, сапожники, самые необразованные и простые люди являются наиболее ревностными благовестниками». Намерением Цельса была критика, но его слова оказались высшей похвалой. «Прилавок торговца, стол сборщика налогов, ручки плуга — вот их кафедра», — также пишет он. Узы Павла придавали таким христианам еще больше смелости.

ОН ВИДЕЛ, КАК ПРОПОВЕДОВАЛОСЬ БОЖЬЕ ЕВАНГЕЛИЕ (1:15-18)

Павлу приходилось не только терпеть унижение тюремных уз, но и переносить боль, причиняемую братьями, которые презирали его и старались навредить. Как ни странно, но они пытались делать это, проповедуя Христа!

«Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование».

«Некоторые», говорит Павел, «проповедуют Христа» «с добрым расположением» к Павлу и «из любви» к нему. Фактически так поступали «большая часть из братьев» (1:14). Они ценили Павла, дело, которое он отстаивал, и то, что он старался исполнить. Они знали, что он «поставлен защищать благовествование». В тексте греческое слово, переведенное «поставлен», означает «поставлен свыше». Павел был «поставлен» защищать добрую весть об Иисусе. И хотя он скоро должен был предстать перед кесарем, он заботился не о собственной защите, а о защите благовествования!

В чем мы не можем быть уверены

Однако были такие братья, которые проповедовали Христа из ложных побуждений, надеясь этим увеличить тяготы Павла. Кто они такие? Это не могли быть неверующие или иудеи, некогда гнавшие апостола. Словом «братья» Павел иногда называл своих соотечественников иудеев, братьев по плоти (см. 1:14), но они бы не «проповедовали Христа» (ст. 15). Не могли они быть и иудействующими учителями — христианами из иудеев, учившими, что христианам, чтобы спастись, нужно исполнять закон Моисея. Их вести Павел никогда бы не радовался (см. Гал. 1:8, 9; 5:2-4), а тут он радуется вести тех, о которых говорит в Фил. 1:18. Прочтите этот отрывок внимательно. Проблема была не в вести, а в мотиве этих вестников.

Мы не знаем наверняка, кого Павел имел в виду, но, вероятно, это были христианские евангелисты в Риме. Рим был одним из немногих городов, где церковь была установлена еще до прибытия Павла. Как правило, он предпочитал «не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20). И все же он давно вынашивал мысль попасть в Рим (Рим. 1:11-15). Возможно, одной из причин этого желания была его уверенность в том, что из Рима евангелие может распространиться во всем уголки Римской империи.

Примерно пятью годами ранее в своем письме к римской церкви Павел назвал больше двадцати христиан по имени (Рим. 16:3-16). Без сомнения, к моменту прибытия Павла церковь в этом городе была благословлена целым рядом способных евангелистов.

К сожалению, некоторые из них невзлюбили Павла. Мы не знаем почему. Их враждебность к нему разделяли не все члены римской церкви (см. Деян. 28:14-16). Возможно, эти благовестники старались создать хорошую репутацию церкви, и их смущало то, что в город Павла привели в качестве узника. Возможно даже, они завидовали тому вниманию, какое оказывалось апостолу. Они, наверное, боялись, что их положение как руководителей находится под угрозой.

Самое странное, эти люди решили, что проповедь ими евангелия может «увеличить тяжесть уз» Павла. Может быть, они полагали, что апостол руководствовался теми же эгоистичными мотивами, что и они, и потому, наверное, думали, что если они достигнут большего «успеха» в благовествовании, чем Павел, то это его расстроит. А может быть, они надеялись, что напористое благовествование выведет из себя римские власти и заставит их причинить Павлу еще большие неприятности. Если они так думали, то им следовало понимать, что достанется и им. Однако ревность не способна рассуждать логически.

В чем мы можем быть уверены

Невозможно с уверенностью сказать, кто проповедовал Христа по неверным мотивам и почему, зато из нашего текста мы узнаём, что служить Господу можно из нечистых побуждений. Посмотрите, какие мотивы были у тех, кто пытался навредить Павлу. Стих 15 говорит, что «некоторые… по зависти и любопрению [из любви к спорам и соперничеству]… проповедуют Христа». Эти проповедники явно считали себя конкурентами Павла. Зависть и соперничество идут рядом и всегда являются для церкви проклятьем.

В стихе 16 (Синодальная Библия) снова появляется выражение «по любопрению». Слова, переведенные в ст. 15 и 16 «по любопрению», будучи родственными, тем не менее разные. В ст. 15 это эрис, что значит «спор, распря, ссора, раздор»; в ст. 16 это эритейа, что, помимо значения «раздор, ссора, распря», еще значит «интрига, честолюбие, соперничество». Современный Перевод, где это стих 17, дает перевод «из самовлюбленного честолюбия». Греческое слово, переведенное таким образом, изначально означало «служить по найму». Потом оно стало обозначать того, кто работает исключительно за плату, только на пользу себе. И, наконец, оно становится политическим термином, указывающим на тех, кто любой ценой старается добиться поддержки, дешевыми популистскими методами и обманом привлекая людей на свою сторону.

Вам трудно поверить, что в I веке были такие христиане? Боюсь, подобные им есть и сегодня. Мы охотно указываем на недостатки других, но давайте посмотрим на себя. Так ли уж «чисты» мотивы нашего христианского служения? Прежде всего хочу обратиться к тем, кто желает проповедовать: проповедование — это не способ хорошо зарабатывать без особого труда. Проповедованием не следует заниматься с целью приобретения авторитета и внимания; это способ спасения душ и прославления Бога. У меня есть что сказать и тем, кто не проповедует. Каждому из нас нужно проанализировать, почему мы делаем то, что делаем, ради Христа. Не выполняем ли мы ту или иную задачу потому, что мы любим похвалу и внимание? Не бросаем ли мы начатое, если нам показалось, что нас «не оценили»? Помоги нам, Боже, служить Ему «из чистых побуждений».

Павел мог бы ожесточиться. Он мог бы сказать: «Я в тюрьме уже больше четырех лет и стараюсь употребить эту невыносимую ситуацию на благо. Я учу, пишу письма и пытаюсь сохранять доброе расположение духа. И мои же братья пытаются навредить мне! Какая несправедливость!» Но вместо этого он говорит: «И что из того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (ст. 18). Это можно назвать «одним из самых благородных высказываний одного из самых великих мужей». Павел беспокоился не о Павле. Он беспокоился о евангелии. Он не расстраивался от того, что думали о нем критики, а радовался тому, что проповедуется евангелие.

Здесь уместны два предостережения. Во-первых, Фил. 1:18 не учит, будто мотивы человека не имеют никакого значения. Мы уже поняли, что в Божьих глазах важно, почему мы делаем то или иное (см. 1 Кор. 13:1-3; Рим. 16:17, 18; 2 Кор. 9:7). Во-вторых, Фил. 1:18 не устанавливает прецедент обвинения других в дурных мотивах. В отличие от Павла, мы с вами не вдохновлены свыше и не можем авторитетно говорить о побуждениях других. Правильней будет исследовать собственные мотивы, а других пусть судит Господь (см. Евр. 4:13; Рим. 2:16).

Какой урок мы можем извлечь из Фил. 1:18? Мы можем научиться не забивать себе голову пагубными мыслями о плохом обращении с нами. Люди, которые зацикливаются на реальной или воображаемой несправедливости к себе, это несчастные люди. Еще мы можем научиться ценить то добро, которое делают люди, даже когда подозреваем, что они это делают не из самых чистых побуждений. В других нужно искать хорошее, а не плохое.

ОН ВИДЕЛ СОДЕЙСТВИЕ БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ (1:19, 20)

Что еще видел Павел, оценивая свою ситуацию? Он видел события, которые, в конце концов, приведут к «счастливому концу»:

«Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем: жизнью ли то или смертью» (ст. 19, 20).

В этих словах апостол продолжает говорить, почему он радуется (союз «ибо» связывает стихи 19 и 20 со стихом 18). Эти два стиха источают силу, энергию. В стихе 19 Павел говорит: «Знаю». Это слово означает не просто «знание», а «уверенное знание». В стихе 20 Павел снова говорит о своей «уверенности»; в Славянском Евангельском Обществе дается перевод «при напряженном ожидании». Стоящее за этими словами греческое слово апокарадокиа составлено из предлога апо («далеко»), существительного кара («голова») и глагола докейн («смотреть»). Это слово означает «жадный, пристальный взгляд, который не замечает ничего, кроме объекта желания».

Спасение Павла

Павел, внимательно глядя на все происходящее, видел два положительных результата. Во-первых, это было его собственное спасение: «Ибо знаю, что это послужит мне во спасение [от греч. сотериас] по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». «Спасение» — такая важная часть нашей веры и такое дорогое для нас слово, что мы порой забываем, что сам по себе этот термин «пустой». Ту опасность, от которой человек спасается, должен указывать контекст. Какое «спасение» Павел имел в виду? Вот некоторые предположения:

· Спасение от тюрьмы? Может быть, однако Павел вряд ли был так уж уверен в своем освобождении (см. 2:17, 23, 24). Слово «знаю» кажется чересчур сильным, если отнести его исключительно к освобождению Павла.

· Спасение от злоречия и жестокости врагов? Возможно. Павел использует те же слова, что и Иов в Септуагинте — греческом переводе Иов. 13:16. Многие толкователи считают, что Павел цитирует из книги Иова и выражает ту же мысль, что и Иов: «Я буду оправдан» (см. Иов. 13:18).

· Спасен от замешательства, когда предстанет перед Нероном? Тоже не исключено; эта мысль связывает данный стих со следующим. Павел, несомненно, молился о том, чтобы смело заявить о своей вере в Иисуса, когда придет время выступить с защитительной речью в римском суде.

· Спасение в вечности? Павел верил в это всем сердцем (Фил. 1:23; см. Рим. 5:9).

Я лично пониманию «спасение» Павла так, как оно изложено в последнем пункте. Как правило, слово «спасение» Павел употребляет в смысле спасения от греха. Возможно, здесь за словом «спасение» стоит целый ряд идей. Что бы ни случилось с Павлом, это в конечном итоге обернется для него «спасением».

Его спасению будут содействовать две вещи. Во-первых, это молитвенная поддержка филиппийцев: «Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве». Павел молился за них (1:3, 4), а они молились за него (1:19). Павел всегда просил братьев-христиан молиться за него (Рим. 15:30-32; Кор. 1:11; 1 Фес. 5:25; 2 Фес. 3:1, 2; Флм. 22). Христианам нужно молиться друг за друга.

Во-вторых, его спасению будет содействовать Святой Дух: «Ибо знаю, что это послужит мне во спасение… содействием Духа Иисуса Христа». От корня греческого слова, переведенного «содействием», происходит слово «хор». Первоначально этот термин означал расходы на содержание хора, когда какой-либо греческий город планировал проведение праздника. Правительство требовало от какого-нибудь зажиточного горожанина щедрого денежного пожертвования для платы исполнителям. Со временем связь с хором утратилась, но слово сохранило идею богатого, щедрого дара. «Дух Иисуса Христа» — это Святой Дух. Иисус обещал послать Святого Духа и исполнил Свое обещание (Ин. 14:16, 17; Деян. 1:8; 2:1-4).

Павел надеялся, что Святой Дух обильно и щедро поможет ему. Святой Дух помогает и нам. Мы получаем Святого Духа в дар, когда крестимся погружением в воду и становимся христианами (Деян. 2:38). Святой Дух, живущий во всех чадах Божьих, является источником силы и помощи (Рим. 8:11-13, 26-28). Павел, вероятно, имел в виду помощь в том числе и Духа, когда писал: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе Христом Иисусом» (Фил. 4:19).

Возвеличивание Христа

Вторым положительным результатом, который предвидел Павел, было возвеличивание Иисуса: «При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем: жизнью ли то или смертью» (1:20). Этими словами Павел, возможно, предвосхищает тот момент, когда он предстанет перед кесарем. Апостол не сомневается, что сохранит мужество в царских палатах — и таким образом не будет «посрамлeно» и опозорено дело, которому он посвятил всю свою жизнь.

Он верил, что все, что бы ни случилось, в конечном итоге возвеличивает Христа. Термин «возвеличивает» можно еще перевести словом «увеличивать». Поначалу эта идея поражает нас своей странностью. Поскольку Иисус и так «самый великий», как мог Павел еще «возвеличить» Его? Как мы можем это сделать? Ответ таков: «Мы можем возвеличить Его в умах людей». Как увеличительное стекло помогает людям увидеть предметы более ясно, так и жизнь, в центре которой находится Христос, может помочь человечеству увидеть Господа таким, какой Он есть на самом деле.

Павел верил, что Христос «возвеличится… в [его] теле». Наши тела — храм Бога (1 Кор. 6:19), и они должны быть посвящены Господу (Рим. 12:1). Павел верил, что Христос «возвеличится… жизнью ли то или смертью», — иными словами, будет он жив или умрет. Он думал, что после суда его, скорее всего освободят, но он не был всезнающим. Что бы ни случилось, он твердо решил возвеличивать Иисуса.

Он надеялся, что, представ перед своими обвинителями, он не посрамится, а Господь возвеличится. Планировал ли он поставить эти результаты себе в заслугу? Нет. В оригинальном тексте «посрамлен» и «возвеличится» употреблены в страдательном залоге будущего времени. Страдательный залог передает действие, которое совершается над подлежащим. Павел верил, что желаемый результат будет зависеть не от него, а от Бога.

Если мы посмотрим на жизнь глазами Павла, мы тоже будем уверены: что бы с нами ни случилось, в конечном итоге все будет хорошо. Если наши отношения с Богом правильные и наш психологический настрой правильный, то Господь позаботится о том, чтобы все содействовало к нашему благу (см. Рим. 8:29). Какой покой это может дать нашим сердцам!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Павел сумел из своих «лимонов» сделать «лимонад». Поможет ли это мне научиться смотреть на жизнь и ее проблемы глазами Павла? Несомненно. Работая над этим уроком, я как-то сказал: «Я отчетливо слышу, как Павел шепчет мне на ухо: “Пересмотри свой психологический настрой!”» Когда я его заканчивал, это уже был не шепот, а крик! Мне нужно работать над своим отношением к жизни с ее сюрпризами. А вам?

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы