Сейчас имя святителя Игнатия знакомо почти каждому воцерковленному православному христианину. Его книги продаются в церковных лавках, на него часто ссылаются те или иные проповедники и преподаватели духовных школ. Но сам святитель писал свои творения не для широких масс. Не случайно его труды имеют такие названия: "Приношение современному монашеству", "Аскетическая проповедь". Основу своей аудитории святитель Игнатий видел в монашествующих. Другое дело святитель Феофан (Затворник), который монашеское "Добротолюбие" прп. Паисия (Величковского) переложил в доступном и безопасном для мирян изложении. Поэтому, мы должны читать святителя Игнатия с осторожностью.
Путь к архиерейству у святителя Игнатия был необычный. Дело в том, что одним из необходимых условий для получения священного сана было наличие школьного богословского образования. Напомню, что речь идет о сословном обществе: в духовных училищах, семинариях и академиях учились дети церковного причта. Такое положение дел было вполне в духе ветхозаветного левитства. Именно из-за отсутствия школьного образования в силу своего дворянского происхождения члены Синода были против архиерейской хиротонии будущего святителя. Но ходатайством императора этот вопрос был решен.
Сколько бы не критиковали (подчас очень предвзято) Синодальную эпоху, именно она дала нашей Церкви целую плеяду великих богословов (не только в священном сане). Чего стоит только имя святителя Филарета Московского! Собственно это отсутствие школьного богословского образования у святителя Игнатия проявилось в том, что он в своих сочинениях пользовался отличным от всей синодальной эпохи богословским методом. Речь идет о том, что богословский метод Синодальной эпохи основывался на том, что то или иное учение проверялось прежде всего Священным Писанием. Слово Писания было мерилом православия. Достаточно посмотреть на проповеди святителя Филарета (Дроздова), в которых присутствуют исключительно цитаты из Писания. Это совсем не значит, что синодалы не знали, не читали и не любили святых отцов. Однако святитель Игнатий считал, что Писание нужно проверять святыми отцами. Такой подход был, говоря современным языком, трендом тогдашней, прежде всего внеакадемической, православной общественности (достаточно упомянуть Хомякова и Самарина). В итоге этот богословский метод проник в духовную школу и до сих пор является ведущим направлением. Результом этого направления, при неправильном пользовании указанным методом, является своеобразная эквилибристика святоотеческими цитатами, которые подгоняются под нужный контекст. Отчасти именно поэтому имя святителя сейчас в моде.
Как мне кажется, духовный опыт святителя Игнатия ценен для нас прежде всего своей удивительной трезвостью, своим бесстрастием и отсутствием экзальтации. Святитель через свои тексты говорит нам о том высоком призвании к которому призван каждый христианин.
Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!