Найти тему
Богословие и жизнь

Святитель Игнатий (Брянчанинов): некоторые размышления о его жизненном пути и богословских взглядах

Сейчас имя святителя Игнатия знакомо почти каждому воцерковленному православному христианину. Его книги продаются в церковных лавках, на него часто ссылаются те или иные проповедники и преподаватели духовных школ. Но сам святитель писал свои творения не для широких масс. Не случайно его труды имеют такие названия: "Приношение современному монашеству", "Аскетическая проповедь". Основу своей аудитории святитель Игнатий видел в монашествующих. Другое дело святитель Феофан (Затворник), который монашеское "Добротолюбие" прп. Паисия (Величковского) переложил в доступном и безопасном для мирян изложении. Поэтому, мы должны читать святителя Игнатия с осторожностью.

Путь к архиерейству у святителя Игнатия был необычный. Дело в том, что одним из необходимых условий для получения священного сана было наличие школьного богословского образования. Напомню, что речь идет о сословном обществе: в духовных училищах, семинариях и академиях учились дети церковного причта. Такое положение дел было вполне в духе ветхозаветного левитства. Именно из-за отсутствия школьного образования в силу своего дворянского происхождения члены Синода были против архиерейской хиротонии будущего святителя. Но ходатайством императора этот вопрос был решен.

https://www.culture.ru/storage/images/76d0236890dbbaf392af156d53295a75/08c8d227ecae43e8a95c5770e82e3412.jpeg
https://www.culture.ru/storage/images/76d0236890dbbaf392af156d53295a75/08c8d227ecae43e8a95c5770e82e3412.jpeg

Сколько бы не критиковали (подчас очень предвзято) Синодальную эпоху, именно она дала нашей Церкви целую плеяду великих богословов (не только в священном сане). Чего стоит только имя святителя Филарета Московского! Собственно это отсутствие школьного богословского образования у святителя Игнатия проявилось в том, что он в своих сочинениях пользовался отличным от всей синодальной эпохи богословским методом. Речь идет о том, что богословский метод Синодальной эпохи основывался на том, что то или иное учение проверялось прежде всего Священным Писанием. Слово Писания было мерилом православия. Достаточно посмотреть на проповеди святителя Филарета (Дроздова), в которых присутствуют исключительно цитаты из Писания. Это совсем не значит, что синодалы не знали, не читали и не любили святых отцов. Однако святитель Игнатий считал, что Писание нужно проверять святыми отцами. Такой подход был, говоря современным языком, трендом тогдашней, прежде всего внеакадемической, православной общественности (достаточно упомянуть Хомякова и Самарина). В итоге этот богословский метод проник в духовную школу и до сих пор является ведущим направлением. Результом этого направления, при неправильном пользовании указанным методом, является своеобразная эквилибристика святоотеческими цитатами, которые подгоняются под нужный контекст. Отчасти именно поэтому имя святителя сейчас в моде.

Как мне кажется, духовный опыт святителя Игнатия ценен для нас прежде всего своей удивительной трезвостью, своим бесстрастием и отсутствием экзальтации. Святитель через свои тексты говорит нам о том высоком призвании к которому призван каждый христианин.

Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!