Найти тему
Странствия поэта

Страдалец Фет, а также стихотворение, которое выходит за рамки его обычной лирики

Оглавление

Имя поэта Афанасий Фет у некоторых вызывает умиление, мол это тот добрый дедушка, который о цветочках и деревьях писал. И действительно в творчестве Фета природная лирика занимает большое место. Очень жаль, что многие считают его скучным поэтом, ведь в жизни он не скандалил как Есенин и не стрелялся на дуэли как Пушкин, значит и страсти не кипели. Пишет себе дедушка добрые стишки и пишет.

«Но это далеко не так»

Почему он Фет

Афанасий Фет был очень образованным человеком. Он обладал всеми качествами умного, делового и респектабельного человека. Известно, что Фет был немецкого происхождения по матери. В 1820 году его усыновил известный дворянин Шеншин. Из-за ошибки в рождении в 14 лет он теряет дворянский титул (Шеншин) и берёт фамилию матери (14). С этого момента неудачи в буквальном смысле начинают преследовать его всю его жизнь. Спустя полвека ему удастся доказать своё дворянское происхождение и последние 19 лет он вновь будут Шеншин.

«Но к этому времени в народе все его знают как лирически-тонкого поэта Афанасия Фета»

Фет поэт воли

Как известно, мать Фета страдала от постоянных приступов меланхолии, что и передалось сыну. Резкие перепады настроения и волнами набегающая депрессия мучали писателя всю жизнь. Фет часто признавался, что в молодости не понимал зачем он вообще живёт, хоть и получил хорошее образование.

Мария Лазич - первая и последняя любовь
Мария Лазич - первая и последняя любовь

В юности поэт был влюблён в Марию Лазич, которая была дочерью бедного помещика. Он прекрасно понимал, что ничего не сможет ей дать на данном этапе своей жизни, поэтому не спешил с предложением и даже читал, что Мария сможет найти себе более достойного жениха. Любовь у них была, но суда по письмам там фигурировал любовный треугольник:

«Я не женюсь на Лазич, — пишет он другу Борисову, — и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной — чище снега. Прервать — неделикатно и не прервать — неделикатно… Этот несчастный Гордиев узел любви, который чем более распутываю, тем туже затягиваю, а разрубить мечом — не имею духа и сил… Знаешь, втянулся в службу, а другое все только томит, как кошмар».

Но "распутаться" клубок отношений не успел. С девушкой произошёл несчастный случай. На неё сверху упала керосиновая лампа - загорелось платье и волосы. Чуть позже она скончалась от многочисленных ожогов. Всю жизнь Фет винил в этом себя и поклялся, что больше никогда не влюбится.

Фет и Боткина
Фет и Боткина

В принципе так и случилось – Фет женился по расчёту на Марии Боткиной, которую по меркам того времени считали уже старой девой (ей было 28 лет). Также она была не очень привлекательной наружности, но зато с деньгами. В письме к будущей невесте, которая вот-вот должна была уехать за границу, он прямо так и пишет

«Нельзя ли нам помочь друг другу, вступая в союз, способный вполне вознаградить человека за всестороннее безучастие».
Мария Боткина после замужества
Мария Боткина после замужества

Благодаря связям жены Фет вернёт себе дворянский титул и вновь станет Шеншин. А вот публиковаться так и продолжит как Афанасий Фет. Теперь, хотя бы немного зная о жизненных трудностях и передрягах автора, предоставим одно интересное стихотворение, в котором невозможно узнать «доброго дедушку», писавшего про поля и цветочки.

Напрасно!
Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренно горько я плачу,
Напрасно.
Разлука!
Душа человека какие выносит мученья!
А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.
Стою как безумный, еще не постиг выраженья:
Разлука.
Свиданье!
Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.
Она-то продлит и она-то усилит страданье,
И в жизни туманной всё будет обманчиво сниться
Свиданье.
Не нами
Бессилье изведано слов к выраженью желаний.
Безмолвные муки сказалися людям веками,
Но очередь наша, и кончится ряд испытаний
Не нами.
Но больно,
Что жребии жизни святым побужденьям враждебны;
В груди человека до них бы добраться довольно…
Нет! вырвать и бросить; те язвы, быть может, целебны,-
Но больно.

А как вы относитесь к творчеству автора?