Найти тему
Life.Akbars

Как дешево но эффективно рекламировать небольшой бизнес

Автор статьи: Екатерина Жайкова, с минимальным рекламным бюджетом нашла клиентов для своей СЭС-службы
Автор статьи: Екатерина Жайкова, с минимальным рекламным бюджетом нашла клиентов для своей СЭС-службы

Я живу в Красноярске и недавно запустила свой маленький бизнес — частную службу по уничтожению насекомых, грызунов, неприятных запахов — СЭС-службу. Привлекать клиентов я решила с помощью рекламы. Мой бизнес только стартовал, и рекламный бюджет был небольшим. Поэтому мне было важно выбрать рекламу дешевую, но эффективную.

За пять месяцев я рекламировала свою СЭС-службу по-разному, в итоге мне удалось найти клиентов и выйти в плюс. Если у вас маленький бизнес и скромный рекламный бюджет, мой опыт может вам пригодиться.

Какую рекламу выбрать

Когда выбираешь рекламу своего бизнеса, сложно остановиться на чем-то одном: радио, телевидение, соцсети, сайты, баннеры на стендах, объявления на подъездах, в газетах, визитки в почтовых ящиках. Чтобы не промахнуться с площадкой, надо начать с анализа целевой аудитории, потому что пенсионеры и бизнесмены узнают информацию из разных источников.

Мои потенциальные клиенты — люди 18-90 лет со средним уровнем доходов. Они проживают в районах с неблагоприятными условиями: возле водоемов, лесов, в общежитиях, гостинках, домах старой постройки, частных секторах. Но и в стандартных квартирах проблема насекомых актуальна: клопов можно получить с новым диваном, блох приносят животные после прогулки, а тараканы появляются из-за неряшливых соседей.

СЭС-служба востребована всегда, только в ее продвижении есть несколько нюансов:

  • насекомые в доме — щепетильная проблема, никто не хочет открыто заявлять о тараканах;
  • клопы и блохи есть и в новых районах, в хороших домах, но сложно вычислить проблемные дома;
  • чаще всего насекомые обитают в домах с антисанитарией, но не у всех жильцов таких домов достаточно денег, чтобы вызвать специалиста.

Я учла эти тонкости и выбрала четыре вида рекламы. Моей целью стал широкий охват, чтобы как можно больше людей из разных районов города узнали о моей компании.

Объявления на подъездах

Этот вид рекламы стал для меня основным. Человек выходит из дома каждый день и точно обратит внимание на яркое объявление на подъездной двери. Если объявление актуально для него — сфотографирует и позвонит, а если актуально для знакомых или родственников — поделится с ними контактами.

Дизайн объявления я разработала сама за 20 минут в графическом онлайн-редакторе Canva. Затем обзвонила типографии, выбрала среди них те, которые печатают объявления на клеевой основе, узнала сроки и цены. В итоге выбрала типографию с самой низкой стоимостью печати.

Так выглядели рекламные объявления, которые я сама нарисовала на сайте Canva
Так выглядели рекламные объявления, которые я сама нарисовала на сайте Canva

Я заказала тираж в 1 000 объявлений. Причина проста: печать до 999 объявлений стоила 8 рублей за штуку, от 1 000 — 6 рублей. Весь тираж мне распечатали на следующий день после заказа.

Расклейщика я нанимать не стала, чтобы не переплачивать и быть уверенной, что объявления действительно расклеили, а не выбросили в ближайшую урну. Работу сделали вдвоем с подругой. Мы передвигались по городу на своей машине и за 3 дня расклеили все 1 000 объявлений в разных районах.

Выбрать нужные районы мне помогло то, что в Красноярске я живу всю жизнь и знаю, где находятся общежития, гостинки, какие районы считаются неблагополучными, где обитают гастарбайтеры. Еще консультировалась с папой: он риелтор и тоже в курсе проблемных домов.

Признаюсь, что расклеивать объявления в таких условиях не очень комфортно. Слишком велик контраст между ухоженными районами с чистыми дворами, надежными дверями с домофоном и районами, где прогнившие деревянные окна с тряпками вместо штор, полуразрушенные двери, обшарпанные стены в подъездах, а во дворе гуляют беспризорные дети.

Так или иначе, мне удалось прорекламировать свою СЭС-службу среди жителей подходящих районов. При этом я сэкономила на услугах дизайнера, расклейщика, на клее. За 6 рублей я проинформировала целый подъезд, это минимум 12 человек. Такая реклама обошлась мне в 6 000 рублей.

Объявление в печатном издании

В нашем городе есть газета, которую бесплатно распространяют по почтовым ящикам каждую неделю. В этой газете есть коммерческие статьи (информационные, но со скрытой рекламой), объявления и программа телепередач.

Тираж газеты — 250 тысяч экземпляров. Это приличный охват для города с населением около 1,1 млн человек. Ее от начала до конца читают пенсионеры, как минимум из-за бесплатной телепрограммы. Я точно знала, что реклама в этой газете эффективна, потому что сама работала в ее редакции.

Дизайн объявления для еженедельника я снова разработала сама. Все остальное сделали верстальщик и курьеры.

Дизайн рекламного макета для еженедельника я тоже рисовала сама
Дизайн рекламного макета для еженедельника я тоже рисовала сама

На взаимодействие с редакцией ушло минут 20: сначала я позвонила и узнала стоимость, затем определилась с рубрикой и расположением рекламного макета на полосе, отправила сам макет, оплатила и забыла. Дальше мне прислали на утверждение полосу газеты с моим макетом, а на следующий день готовый тираж разносили курьеры по почтовым ящикам.

Реклама в местной популярной газете, в рубрике «Для дома» обошлась мне в 3 500 рублей.

Объявление на «Юле»

«Юла» — самый пассивный и дешевый способ рекламы. Она популярна, не отнимает много времени и раздает бонусы за посещение сайта, с которыми реклама становится еще дешевле.

Мне нужно было только написать понятное объявление, подобрать заманчивую картинку и установить стоимость своей услуги
Мне нужно было только написать понятное объявление, подобрать заманчивую картинку и установить стоимость своей услуги

Объявление появится в ленте, когда пройдет модерацию: у меня это заняло 2 часа. Но чтобы оно всегда было выше других объявлений, нужно платить.

С учетом бонусов, которые выдают ежедневно за посещение сайта, я плачу за продвижение объявления 300-400 рублей в неделю. Оно становится первым среди конкурентов и выделяется контрастной рамкой.

Есть и другие способы получить скидку. Например, за бонусы можно поделиться своим объявлением в соцсетях, посмотреть рекламное видео, привязать банковскую карту к аккаунту.

Я выбирала разные способы продвижения («Турбо», «Максимум», «Премиум»), иногда доплачивала за них не каждую неделю, а через 3-4 дня. В месяц на «Юлу» тратила примерно 1500, а за 5 месяцев — около 6000 рублей.

Сайт

Я предусмотрела, что не все пользуются «Юлой», обращают внимание на объявления возле подъезда и читают газеты. Поэтому решила создать сайт. Во-первых, это дополнительный источник заявок от потенциальных клиентов. Во-вторых, многие после общения по телефону спрашивают название службы, чтобы найти информацию в интернете, почитать отзывы и убедиться, что компания реально существует.

Чтобы сделать хороший сайт, нужны разработчик, дизайнер, копирайтер и много денег. Но на старте свободных денег у меня не было, поэтому я решила создать сайт своими руками.

Мне понравился конструктор Tilda, потому что он не требует навыков создания сайта, идеален для новичков. В нем есть готовые шаблоны страниц в современном дизайне, полезные инструкции. Бесплатно можно создать один сайт максимум с 50 страницами. Есть и платные тарифы, где можно разгуляться: выбрать домен, увеличить количество страниц, загружать тяжелые файлы.

Я начала с бесплатной версии: выбрала понравившийся шаблон и заполнила все разделы под свою компанию. Из навыков у меня были только копирайтинг и SEO-оптимизация. Этот мой первый опыт создания сайта оказался легким и быстрым.

Скажу честно, отдача с сайта — нулевая. Он больше нужен для имиджа компании, чтобы по названию клиент мог найти сайт в интернете и убедиться, что СЭС-служба реально существует.

Отсутствие клиентов с сайта могу объяснить тем, что не занимаюсь им и делаю упор на другие виды рекламы. Мало просто создать сайт: нужно его продвигать с помощью SEO и контекстной рекламы, а это уже не бесплатно. Бюджета на показ рекламы сайта в поисковиках у меня нет, но сейчас компания без сайта — это несовременная компания.

Если вы можете себе позволить, лучше обратиться к специалистам, которые возьмутся за создание и продвижение вашего сайта. На рынке есть как именитые агентства, так и новички-фрилансеры, готовые поработать за символическую сумму. Фрилансерам сайты нужны для опыта и портфолио, их вы можете найти на любой бирже фриланса или в сообществах фрилансеров в соцсетях.

Как проверить, что реклама работает

Если вы расклеили объявления, не делайте вывод на следующий день, что реклама не работает. Через неделю, а то и две, начнут поступать звонки. Если их нет, можно перейти к другому рекламному методу.

Я подала рекламу в газету, через месяц запустила объявление на «Юле», а еще через два месяца расклеила объявления. После расклейки взяла паузу на «Юле» и всегда спрашивала у звонящих, откуда они узнали о компании.

Важно: Лучше запускать рекламу за несколько дней до даты зарплаты. Обычно это 10-е число месяца. Оптимально стартовать 7-8 числа и ждать отклика до 15-го.

Если реклама сработала и появились заявки, звонки, продажи —ведите статистику. Записывайте все расходы на рекламу.

Я отмечаю, сколько денег принесли заказы от клиентов, сколько трачу на оплату работы мастера и рекламу, и какая прибыль выходит в итоге
Я отмечаю, сколько денег принесли заказы от клиентов, сколько трачу на оплату работы мастера и рекламу, и какая прибыль выходит в итоге
Пример: с «Инстаграма» за неделю вы получили 5 клиентов, а потратили на рекламу 2 000 рублей. Одна продажа стоила 400 рублей.
С расклейки объявлений за 6 000 рублей поступило 10 звонков. Один клиент здесь — это 600 рублей. В таком случае «Инстаграм» будет выгоднее.

Мои подсчеты показали, что самый большой отклик дала расклейка объявлений. Причем были коллективные заявки: люди, проживающие в одном подъезде или на одной лестничной клетке, объединялись и заказывали обработку нескольких квартир одновременно. От рекламы на подъездах я получила около 700 звонков.

Реклама в газете тоже сработала. Было много звонков, но из общего количества звонков половина отсеивалась, потому что пожилые люди не готовы платить за уничтожение насекомых 1 500 – 2 000 рублей. Реальных клиентов получилось не больше 100. В будущем, возможно, я снова запущу рекламу в печатном издании, но уже в платном, которое продается в киосках.

«Юла» пока вызывает у меня смешанные чувства: с одной стороны, люди пишут и добавляют объявление в избранное. С другой, заявок с сайта не так много: за все время было 30 заказов. Однако продвижение дешевое, поэтому данную рекламу я использую постоянно.

Как начинающему предпринимателю не ошибиться в рекламе

За 5 месяцев продвижения я использовала 4 способа рекламы. Сейчас анализирую газеты, которые продаются в киосках, и узнаю цены на рекламу в них. Пока меня снова манит расклейка объявлений. Скорее всего, в ближайшее время я изменю дизайн и закажу новую партию листовок.

В качестве итога хочу поделиться советами, которые, надеюсь, пригодятся другим начинающим предпринимателям.

Не запускайте сразу несколько рекламных объявлений на разных площадках. Вы не сможете отследить, какие из них сработали, какие — нет. Делайте перерыв хотя бы в две недели.

Я расклеила объявления и не использовала другие способы рекламы, пока шли звонки. В первую неделю количество клиентов выросло, потом постепенно стало снижаться. К концу третьей недели звонков стало совсем мало, тогда можно переходить к другим способам рекламы.

В то же время ваша задача на старте — раскачаться, сделать все, чтобы о компании узнало больше людей. Поэтому делайте рекламу регулярно: запускайте новые рекламные кампании, как только заканчиваются предыдущие.

Изучайте целевую аудиторию. Бессмысленно подавать объявление в бегущую строку на ТВ, если ваша аудитория — молодежь, которая телевизор почти не смотрит.

И не бойтесь изучать уже готовых клиентов. Когда они вам пишут или звонят, спрашивайте, откуда они про вас узнали. Так вы узнаете, какие рекламные площадки самые эффективные.

Не выбирайте площадки и методы рекламы по принципу «самые дешевые». Часто большую отдачу можно получить именно от тех рекламных способов, которые стоят чуть дороже.

Я могла бы распечатать листовки дешевле, если бы выбрала простые бумажные объявления, не на клеевой основе. Но тогда значительная их часть в тот же день оказалась бы на улице, потому что их очень легко сорвать. Мои объявления клеятся практически намертво, и я не пожалела, что заплатила в 6 раз больше.

Беритесь за задачи, с которыми можете справиться сами. Старайтесь поначалу брать на себя большую часть задач, с этой экономией увеличите рекламный бюджет. Заодно можно изучить специфику работы и в дальнейшем оценивать других.

Например, вы раздавали листовки сами и получили за неделю 10 звонков, а после промоутера звонков не было вовсе. Логично понимать, что наемный работник халтурил.

Я сама разрабатывала дизайн, расклеивала объявления с подругой, делала сайт и писала тексты. Если бы нанимала других специалистов, заплатила бы в разы больше.

Не допускайте ошибок в рекламном объявлении. Следите за сроком рекламной кампании, если запускаете объявление с акцией. Например, пост в «Инстаграме» рекламируется до 25 числа, а в тексте — срок акции до 20. Последние 5 дней рекламы вы проплатите зря.

Не забудьте проверить объявление на грамотность, чтобы не отпугнуть клиентов, которые обращают внимание на ошибки и опечатки. Если в объявлении есть иллюстрации, не берите картинки, которые выпадают первыми в поиске. Не поленитесь поискать изображения, которые встречаются редко, иначе они могут совпасть с конкурентами.

Не воруйте идеи у конкурентов. Можно анализировать и вдохновляться, но копировать нельзя. Я смотрела, какие тексты пишут конкуренты, какие используют триггеры и выгоды, но не повторяла, а делала лучше. Например, некоторые компании предлагают скидку до 20%, а у меня — 50%. Это конкурентное преимущество.

Не сдавайтесь после первой неудачной рекламной кампании. Вы можете несколько месяцев не получать отдачи, и это нормально. У меня был очень сильный стресс, когда читатели газеты звонили, но, узнавая цену, отказывались от услуг. Спасло только понимание, что если я опущу руки, лучше не станет.

Будьте готовы, что в первое время потратите на рекламу больше, чем заработаете. Возможно, придется уйти в минус. Если ваш бизнес полезен для других, со временем вы выйдете на прибыль. Моя дальнейшая цель — тратить на рекламу не более 5% от прибыли.