Найти тему

К тому же, описывая это, св. Фома нисколько не осуждал деятельность купцов и получение ими прибыли.

К тому же, описывая это, св. Фома нисколько не осуждал деятельность купцов и получение ими прибыли, когда они покупали товары там, где они были в изобилии и дешевы, а затем транспортировали их и продавали там, где они были дороги. Ни одно из этих соображений не соответствует взгляду на справедливую цену как на цену, определяемую издержками. И, наконец, самое очаровательное и самое главное, Фома Аквинский в своей великой «Сумме» поднял вопрос, обсуждавшийся Цицероном. Купец, перевозящий зерно в голодающие области. Он знает, что скоро за ним последуют другие купцы, последуют новые поставки зерна. Обязан ли купец сообщить голодающему населению о скорых поставках в ближайшее время и, таким образом, пострадать от снижения цены, или он имеет полное право молчать и пожинать плоды высоких цен? По Цицерону купец обязан раскрывать свою информацию и продавать по более низкой цене. Однако св. Фома занял другую позицию. Поскольку прибытие последующих купцов является будущим событием и поэтому неопределенным, Фома Аквинский объявил справедливым не требовать от него сообщать своим клиентам о предстоящем прибытии его конкурентов. Он мог продавать свое зерно по преобладающей в этой области рыночной цене, даже если она была чрезвычайно высокой. Конечно, продолжал Фома Аквинский дружелюбно, если купец желает так или иначе сказать своим клиентам, то это было бы особенно добродетельным, однако справедливость этого от него не требует. Не существует более разительного примера приверженности Аквината справедливой цене, как текущей цене, определяемой спросом и предложением, а не издержками производства (которые, конечно же, не сильно меняются при перемещении из области изобилия в область, где свирепствует голод). Косвенным доказательством тому явилось то, что доминиканец Жиль Лессинский (ум. ок. 1304), ученик Альберта и Фомы Аквинского и профессор теологии в Парижском университете, проанализировал справедливую цену аналогичным образом и категорически заявил, что это общая рыночная цена. Более того, Жиль подчеркнул, что благо стоит столько, за сколько оно может быть продано без принуждения или обмана. Никого не должно удивлять, что Фома Аквинский, в отличие от Аристотеля, весьма благожелательно отзывался о деятельности купца. Он заявил, что коммерческая прибыль является жалованием торговцу за его труд, наградой за принятие им на себя риска по транспортировке. В комментариях к «Политике» Аристотеля (1272) Аквинат проницательно заметил, что высокие риски морских перевозок ведут к высоким прибылям торговцев. В «Комментарии к “Сентенциям”» Петра Ломбардского, написанном в 1250-х гг., Фома следует предшествовавшим ему теологам, ограничиваясь утверждением, что купцы могут заниматься торговлей, не совершая греха. Однако в более поздней работе он оценивал их роль гораздо более позитивно, отмечая, что купцы выполняют.