В раннем возрасте Фома обучался у бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя. В возрасте 15 лет он попытался вступить в новый орден доминиканцев, лучшее место для церковных ученых и интеллектуалов, однако этому физически воспрепятствовали его родители, два года державшие его взаперти. В конце концов св. Фома сбежал и присоединился к доминиканцам, затем учился в Кёльне и, наконец, в Париже под руководством своего уважаемого учителя Альберта Великого. Фома Аквинский получил докторскую степень в Парижском университете и стал преподавать там, а также в других университетских центрах Европы. Фома Аквинский, как говорили, был настолько тучен, что из круглого обеденного стола была вырезана значительная часть так, чтобы он мог за ним сидеть. Он стал автором многочисленных трудов, начиная с его «Комментария» к «Сентенциям» Петра Ломбардского 1250 г. и заканчивая своим шедевром, оказавшим чрезвычайное влияние, — трехтомной «Суммой теологии», написанной между 1265 и 1273 г. Именно «Сумма теологии» в большей степени, чем любая другая его работа, способствовала тому, что на ближайшие столетия томизм стал мейнстримом католической схоластической теологии. До недавнего времени исторические исследования, касавшиеся вопроса справедливой цены, начинались, как правило, со св. Фомы, как будто вся дискуссия по справедливой цене возникла вдруг лишь с появлением в XIII в. мощной фигуры Фомы Аквинского. Однако, в чем мы уже убедились, Фома Аквинский работал в рамках традиции канонистов, романистов и теологов, имевшей долгую и богатую историю. Неудивительно, что Фома Аквинский последовал за своим почитаемым учителем св. Альбертом и другими теологами предыдущего века, настаивавших на справедливой цене для всех обменов и, не довольствуясь более либеральным юридическим кредо, предполагающим свободный торг вплоть до предполагаемой точки laesio enormis, утверждал, что божественный закон должен иметь приоритет над законом человеческим и требует полной добродетели или точной справедливой цены. К сожалению, обсуждая справедливую цену, св. Фома не определил, какой именно должна быть справедливая цена, и эта неопределенность стала источником проблем в будущем. Как основатель системы, опирающейся на великого Аристотеля, Фома Аквинский, вслед за своим предшественником св. Альбертом, считал себя обязанным включить в свою теорию аристотелевский анализ обмена, со всеми содержащимися в нем двусмысленностями и неясностями. Св. Фома был явным последователем Аристотеля, разделяя ясно выраженное мнение последнего о том, что меновая ценность определяется необходимостью или полезностью для потребителей, выражающихся в спросе на блага. Так этот протоавстрийский аспект ценности на основе спроса и полезности был возрожден и вновь стал частью экономической мысли. С другой стороны, было возрождено и ошибочное представление Аристотеля об обмене, согласно которому ценности «уравниваются», наряду с неподдающимся расшифровке.
В раннем возрасте Фома обучался у бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя.
8 сентября 20218 сен 2021
2 мин