На детской площадке мамы часто обсуждают темы детского развития.
- Купила развивающие игрушки, - довольно улыбаясь, говорит молодая мама полуторагодовалого мальчика.
- Какие?
- Детское пианино, говорящую книжку с животными, знаете такую, что нажимаешь и медведя, например, рычит, или собака лает. Мне подружки говорят, у моего ничего такого нет, нужно исправлять ситуацию. Вот, купила!
- А что они развивают? - спрашивает другая мама.
Собеседница впадает в ступор и, наконец, произносит: "Я не знаю, но они же развивающие!".
А ведь действительно, многие игрушки, которые называются "развивающими", таковыми не являются, но зато хорошо продаются.
Возьмем к примеру, «музыкальные развивающие игрушки». Они не развивают ни чувство ритма, ни слух, ни воображение. Ребенок быстро привыкает к связи «нажал кнопку – зашумело». Именно зашумело, т.к. зачастую качество звука в этих игрушках сомнительно, и даже взрослому бывает трудно понять, что за звуки она издает. К тому же ребенок быстро привыкает к такому шумовому эффекту и теряет интерес к игрушке. О важности слухового сосредоточения и способности различать различные звуки для развития речи можно прочесть в этой статье.
Чем же занять малыша до трех лет с пользой для развития?
В этом возрасте развивающей будет, прежде всего, бытовая среда, в которой живет малыш, и общение со взрослыми. Игрушки тут дело второстепенное. Классические погремушки, пирамидки, матрешки, кубики, вкладыши-сортёры будут иметь развивающий эффект только, если с ребенком играет взрослый.
Развивающими игрушками для малыша в этом возрасте могут быть обычные предметы:
- малыш с удовольствием возится с кастрюлями, пластиковыми контейнерами, откручивает крышки у баночек и т.п.
- обожает орудовать ложкой, пересыпая горох из одной миски в другую,
- складывать различные предметы в коробки и выкладывать их оттуда
- и т.п.
В этой простой предметной игре ребенок тренирует восприятие (большие-маленькие предметы, тяжелые-легкие, мягкие-твердые и т.д.), движения (взять, поднять, вложить, не промахнувшись и т.д.), исследует свойства различных предметов, запоминая их и накапливая багаж знаний для дальнейшего развития.
К трем годам ребенку хочется играть в более сложные игры.
И тут магазины игрушек готовы предоставить игрушки на любой вкус и кошелек. Куклы Борн – один в один, как настоящие младенцы; автобусы, у которых открываются двери и горят фары; весь арсенал "специальных" машин – и пожарные, и ДПС; наборы «Лего» с разными сюжетами - попробуй, собери их все, и многое другое. Да, играть такими игрушками очень интересно.
Мамы, родившиеся в 80-х вздыхают: у нас такого не было. Были пластмассовые куклы-голыши, резиновые звери, деревянные паровозики. Но благодаря им мы научились воображать, что у паровозика крутятся колеса, пупс умеет плакать и есть, у лисички длинная и мягкая шерстка.
Реалистичные, детально разработанные игрушки – враг развития. В частности, воображения, которое тесно связано с мышлением. Они очень ограничивают ребенка в играх и не оставляют простора для фантазий.
Настоящая развивающая игрушка в для дошкольника – палка.
Она может быть ружьем, удочкой, змеей, посохом, флейтой, подзорной трубой, волшебной палочкой, палкой-копалкой, палкой-мешалкой… вот сколько игр! Вот какой простор для фантазии! Удочкой, похожей на настоящую как две капли воды, не поиграешь, как подзорной трубой. Представили? А теперь представьте, сколько игр ушло из репертуара ребенка, потому что ему купили удочку.
Узнать, что для вашего ребенка будет самым лучшим, поможет психолог. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber). Консультации он лайн/чат.
Вам так же может быть интересно:
"Всё лучшее -детям!" Почему этот лозунг не работает