Сложно представить что может быть легче и проще организации досуга детей, а уж в 21-м веке, когда доступны многие знания и технологии - кощунственно ими не воспользоваться!
Но нет, человечество не идет простым путем - не решает проблемы, а лишь создает. Не облегчает себе жизнь, а усложняет.
Вместо того чтоб приложить усилия к образованию своих детей - перекладывают свои обязанности на других, не думая о последствиях.
Корневые причины конечно же лежат в социально-экономическом укладе, но в тоже время - а что мешает родителям что-то делать самостоятельно?
Покажите мне того злого дядьку, который заставляет родителей вот этой крохи привязывает его к смартфону, вместо того чтоб дать ему свободу действия?
Нет, не можете?
А вот ещё вопросик. Маааленький - вот почему то уверен что родители этого малыша яро стоят на страже своей "свободы", но почему то своего ребенка её лишили...
Подсунуть гаджет легче и проще чем придумать - чем занять досуг малыша, верно?
Но есть множество вопросов без ответов, и это в первую очередь касается воспитания детей с рождения. Потому что все стоны по поводу кружков и досугов - не более чем обман и попытки перевалить свою вину на других.
Уважаемые родители - вы во время беременности ходили на консультации по воспитанию детей?
Читали книги? Может слушали лекции?
Может быть вы хотя бы слышали о таком ученом как Бехтерев?
Вот что пишет Бехтерев:
«Не подлежит сомнению, что воспитание, имеющее своей целью первоначальное развитие воспринимающих органов и сферы их движений и затем развитие наблюдательности в ребенке, развитие в нем нравственного и эстетического элемента, образование характера, направление его действий и поступков... по нашему глубокому убеждению обязательно должно начинаться с раннего младенческого возраста, точнее говоря, со дня его рождения».
Образование характера, развитие нравственного и эстетического элемента...
Сказано это было в 1909 году.
Скажите, природа человека с того времени изменилась?
А может быть изменилась со времен более ранних?
Амбодик, который в своей книге «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» (1786) говорил: «Никто ныне сего оспаривать не будет, сколь нужно, полезно и важно есть добропорядочное и благоразумное малолетних детей воспитание... такое воспитание начинается от самого их рождения»
Вроде бы нет, верно? Человек как был человеком, требующим воспитания и образования с рождения, таким и остался.
Но что такое образование ребенка?
Это процесс воспитания, в котором родители играют главную роль.
Процесс начинается с самого рождения, и заканчивается лишь к 14 - 17 годам, когда ребенок уже полностью сформирован как индивид, и имеет представление о совей цели. Если же ребенок не может разобраться с вопросом - где его место в жизни общества - значит что-то с ним не так, и необходимо работать дальше.
Необходимо понимать, что процесс воспитания не лежит на одних плечах родителей - общество точно так же принимает активное участие в этом, но не ранее, чем ребенку исполняется 3-4 года. До этого момента для него существует лишь один авторитет - его родители, и если дети что-то делают неправильно, то заниматься этим должны именно родители.
Причина в том, что родители для детей - это их постоянное окружение, мир которому они доверяют, мир который их учит. Если мы в этом возрасте будем в этот мир грубо вторгаться - мы рискуем навредить и детям и родителям.
Хотя бы потому, что в возрасте 3-х лет у детей наступает первый в их жизни кризис - "кризис самостоятельности".
В психологии ребёнка, переживающего кризисный период 3 лет, сравнивают с водителем-новичком. В первое время после сдачи экзаменов и получения прав новоиспечённый шофер осторожен, соблюдает все правила, не превышает скорость, советуется с опытными. Но вскоре осваивается, что притупляет чувство страха: начинает лихачить, испытывает возможности своего автомобиля, старается максимально смело проявить себя за рулём. Точно так же ведёт себя малыш. До 3 лет присматривается и привыкает. А затем пытается самореализоваться и самоутвердиться посредством протестов и нарушения всех требований и правил.
Обратите внимание - ребенок уже что-то изучил, чему-то научился!
А теперь давайте вместе ответим на вопрос - что происходит в тот момент, когда вместо того чтоб самим заниматься с ребенком, вы ему подсовываете планшет с мультиками?
Вы сами, только что разрушили его мир, в котором вы были главным идейным вдохновителем и учителем! Ему не нужно больше вас слушать - у него другой учитель. Ему не нужно самому искать игрушки - все в одном месте, все рядом!
Подсунув ему "эрзац мир" в котором есть нечто интересное, с яркими визуальными образами, которые вы не можете ему дать в реальной жизни, вы лишили его важного элемента - стремления к познанию.
Вот что пишет профессор Щелованов в книге о воспитании детей:
Правильно воспитываемый ребенок, несмотря на то, что он уже в этом возрасте значительную часть дня бодрствует, не доставляет матери особых хлопот. В три-четыре месяца он подолгу занимается игрушками, следит за окружающими или просто, лежа в своей кроватке, гулит и оживленно двигается; подолгу охотно лежит на животе. В пять-шесть месяцев берет игрушки, находящиеся вблизи, и проявляет настойчивость, стремясь достать несколько более отдаленные; длительно удерживает в руках игрушки, размахивает, постукивает ими. Он много двигается, сам изменяет положение тела: перевертывается со спины на живот и обратно с живота на спину, свободно лежит на животе, высоко приподнимаясь на руках, становится на четвереньки и немного перемещается, переставляя руки. Много гулит, лепечет, радуется при виде близких ему людей.
Проявляет настойчивость стремясь достать игрушки. Это и есть развитие стремления к познанию.
Что будет, если мы малышу отключим эту потребность, дав ему все и сразу?
Все нынешние проблемы в школах, и неспособностью детей учиться связаны именно с тем, что мы отключили у него важнейшую в его жизни функцию - потребность в изучении.
Через движения ребенок развивается - это его единственный инструмент, доступный ему в любое время. Уберите его - и ваш ребенок станет отставать в развитии. Играя с простыми игрушками, дети все время что-то делают - щупают, грызут, ломают - это их способ познания, легкий и простой.
Гаджет лишает их этой возможности, и как следствие ваш ребенок перестанет стремится к самостоятельному изучению мира, а далее - к потребности что-то менять и улучшать.
Если ваш ребенок в младшем школьном возрасте "залипает" в гаджеты - то в этом немалая ваша вина, и говорить о том что гаджет проще подсунуть чем найти бесплатный кружок - некрасиво.
Я не спорю о том что бытие у нас таково, что кружки ПДО стали недоступны, однако не стоит забывать о том что гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, и от нас требуется прилагать большие усилия к тому что найти баланс между цифровым и реальным миром.
Правильно сформированный ребенок не станет тратить все время на псевдореальность - ему там будет просто скучно. Поэтому начинать думать о том чем занять досуг ребенка в школе надо уже после его рождения.
Бороться надо не со следствиями, а с причинами.
А причины в большинстве случаев в том, что мы не выполняем свою работу и свои обязанности перед детьми, или я ошибаюсь?
Так чем же занять досуг детей, если нет возможности отдать их в кружок?
Вспоминайте босоногое детство ваших родителей, учите подвижные игры, устраивайте детям викторины, играйте с ними в развивающие настольные игры.
И - конечно же книги!
Универсальных рецептов нет, поскольку речь идет уже о сформированном характере, и тут необходимо обратить внимание на интересы детей .
Если же ваш ребенок стал зависимым от гаджетов, то узнайте - чем он занимается, во что играет и предложите ему самому создать подобное!
Сыграйте на простом - на недовольстве.
Любой ребенок играя в игры чем-то недоволен в самой игре. Предложите ему устранить эти негативные моменты. Создайте с ним свою игру - пусть это будет не 3Д компьютерная, а настольная пошаговая - важно чтоб он сам её делал. Рисовал карточки, придумывал правила игры.
Привлеките к этому его друзей и сами не отставайте.
Помните - вы для детей пример для подражания, покажите своим примером свои "суперспособности"!
Если у вас есть компьютер, а ребенок зависим настолько что уже не может отказаться от него, то начните вместе с ним заниматься 3Д моделированием. Предложите создать свой собственный мир по его любимой сказке или книге - это будет намного полезнее, чем игры в танковые или авиасимуляторы.
Но ни в коем случае не создавайте игровые вселенные, не имеющие ничего общего с реальностью - это должен быть реальный мир, с поправкой на улучшение, на изменение.
Напоследок.
Человек мыслит не цифрами и словами, а образами. Во всем, даже в движении! Есть такой термин в нейронауке - двигательные образы планируемого движения.
Вокруг нас достаточно информации, чтоб любой смог научиться мыслить, создавать что-то интересное и полезное для самого себя, но почему-то мы не хотим развивать в себе эту способность.
Человеку необходимо пройти все этапы становления личности, самоопределения, начиная с простого - ползания. Это процесс и называется - образование. Мы не знания у себя в голове "образовываем", мы себя самих формируем, создавая образ Человека.
Предоставляя формирование образа тем, кто сам не имеет никакого представления о самой природе Человека - что мы в итоге получим?
А ведь все просто - достаточно осознать, что наше будущее, будущее наших детей - это просто постоянный ежедневный труд. Сначала ваш личный, потом совместный с ребенком.
И никаких препятствий в этом не существует.
Чем раньше вы начнете с детьми заниматься, тем быстрее вы увидите результат вашего труда, а главное - вы убедитесь в том, что создавать что-то новое действительно легко!
Внизу я оставлю ссылки на полезные книги и источники, чтоб вы сами убедились в том, что нет ничего легче и проще чем "изобрести" Человека - творца.
Полезная информация.
К вопросу о психолого-педагогической природе познавательной потребности.
Н.М. Щелованов Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет
Воспитание детей раннего возраста by Аксарина Н.М
Пример авиамоделирования своими руками без кружков.
Так же на сайте есть множество полезной информации для любителей самоделок.
Как создать собственную настольную игру.
Бумажные модели никто не отменял! Достаточно иметь ножницы, бумагу, клей и воображение!
Я привел немного примеров, для того чтоб дать толчок. Изобретать действительно легко, все необходимые инструменты для этого имеются - протяни руку и бери что пожелаешь!
В следующий раз хочу затронуть тему виртуальной реальности - есть ли в этом польза, где и когда она начинается, и как она связана с наукой и образованием? Напишите в комментариях, если вам интересно)
А на сегодня все, спасибо за внимание! Как обычно - жду ваши комментарии, буду рад ответить!