Найти тему
машина

На выставке COMTRANS 2021 рассекречены две новые модели автобусов ПАЗ

Текст: Николай Марков

Нынешняя выставка COMTRANS даром что оказалась сравнительно небольшой по площади и по количеству участников, не дала поводов скучать посетителям из-за количества премьер, причем как среди грузового транспорта, так и пассажирского. Так вот обзор автобусной части экспозиции мне хотелось бы начать с двух совершенно новых машин, выпуском которых со следующего года займется Павловский автобусный завод. Собственно, вот и они:

Про то, что ПАЗ работает над принципиально новой заднемоторной машиной, мне рассказывали на заводе еще пару лет назад. Нынешним летом в сети появились первые шпионские фотки двух таких автобусов в процессе дорожных испытаний в окрестностях Павлово. А вот теперь все покровы секретности окончательно сброшены! Называется новинка Citymax 9, где цифра указывает на длину автобуса в метрах. Таким образом, ПАЗ снова нагрузили производством автобусов средней вместимости!

-2

По кузову эта машина унифицирована с новыми более крупными автобусами Citymax 12, параллельно разработанными для производства на Ликинском автобусном заводе. Но набор агрегатов тут, разумеется, свой. На выставку "девятку" привезли в дизельном исполнении: с мотором ЯМЗ-534 уровня Евро-6 и собственной автоматической коробкой передач. Но одна из трех построенных опытных машин сделана электрической, и выпускаться обе версии будут параллельно.

Сразу бросается в глаза, что для автобуса выбрана нетрадиционная по отечественным меркам компоновка. Обе служебные двери разместили в пределах колесной базы, сократив при этом до минимума передний свес. Пол на входе - низкий, и лишь для прохода в заднюю часть салона, под которой расположен силовой агрегат, или в кабину водителя нужно сделать два шага по ступенькам.

Но даже поднявшись в высокопольную часть салона, люди большого роста оценят хороший запас пространства по высоте: метр девяносто до потолка и добрых два метра под большим вентиляционно-эвакуационным люком. Салон сзади, кстати, тоже скомпонован очень оригинально: сиденья расставлены буквой "П".

Не менее оригинально решен вопрос с компоновкой центральной части салона. По образцу европейских автобусов между дверьми по правой стороне салона обустроены не сиденья, а барная стойка с подстаканниками! Понятно, что в серии такой салон едва ли кто будет заказывать - смонтируют на этом месте или несколько сидений, или оставят простой накопитель - но для выставки подобная демонстрация возможностей в самый раз: получилось оригинально и запоминаемо.

"Барная стойка" видна справа
"Барная стойка" видна справа

В представленной на выставке конфигурации салон автобуса Citymax 9 получил 17 мест для сидения при общей номинальной вместимости 56 человек. Но, глядя на площадь пола, понимаешь, что в час пик в этот просторный кузов легко натолкается человек 70-80. Кстати, пора бы уже пройти в кабину. Для начала - пара общих видов:

Кто что интересного заметил на фото, кроме унифицированного "некстовского" руля? Во-первых, рабочее место водителя получило очень добротное сиденье с высокой спинкой, парой откидных подлокотников и большим набором регулировок. Во-вторых, щиток приборов превратился в настраиваемый цветной дисплей. Вот он более крупным планом:

Интересно сделан сигнализатор открытых дверей: на изображении автобуса красным цветом начинают светиться открытые створки
Интересно сделан сигнализатор открытых дверей: на изображении автобуса красным цветом начинают светиться открытые створки

Правее рулевой колонки, над блоком кнопок управления коробкой передач, разместился еще один дисплей, куда выводятся картинки с системы наружного и внутреннего видеонаблюдения:

А заметили, как выполнены зеркала заднего вида? Так же, как на тягачах Mercedes-Benz Actros последнего поколения: в виде настраиваемых мониторов внутри кабины! Их уже не оторвать случайно в городской толчее. Регулируются они почти так же, как и традиционные зеркала: пультом управления, который передвигает картинку в обоих мониторах.

На самом деле, зеркала на мониторах внутри кабины - штука очень удобная. Кто-то может возразить про то, а как быть в непогоду и слякоть - но ведь обычные зеркала тоже приходится регулярно протирать, останавливаясь и выходя на улицу! Просто в данном случае протирать придется камеру, которая, кстати, расположена очень высоко над дорогой и мало подвержена случайному загрязнению. А ночью, в темноте, обзор через мониторы куда лучше, чем по простым зеркалам.

Теперь предлагаю перейти ко второй машине, которая называется Валдай City. Выглядит она вот так:

Новый Валдай City - слева, а на заднем плане уже серийная ГАЗель City А68R52
Новый Валдай City - слева, а на заднем плане уже серийная ГАЗель City А68R52

Если посмотреть спереди, то Валдай City не сразу-то и отличишь от уже год как выпускаемой серийно ГАЗели City: ветровое стекло, капот, фары и облицовка радиатора у них действительно одинаковые. Лишь бампер у Валдая более массивный. Сзади они тоже фактически одинаковы:

Здесь ГАЗель слева, а новый Валдай - справа
Здесь ГАЗель слева, а новый Валдай - справа

Но если посмотреть в другом ракурсе, где можно хорошо разглядеть боковину новой машины, то разница между ГАЗелью City и Валдаем City уже становится видна невооруженным взглядом:

-12

У Валдая совсем иначе проходит линия бокового остекления, а сам кузов - заметно крупнее по всем измерениям: длина его выросла с 6,62 до 7,9 м, ширина - с 2,2 до 2,41 м, высота - с 2,72 до 3,1 м. Как следствие, Валдай рассчитан уже на перевозку 32 пассажиров при наличии 21 места для сидения, тогда как максимальная вместимость ГАЗели City составляет лишь 22 человека при 17 посадочных местах. И полная масса отличается заметно: 7500 против 4950 кг. Таким образом, несмотря на внешнее сходство, кузова этих машин абсолютно разные, и Валдай City даже в большей мере унифицирован с пазовским автобусом Вектор NEXT - почему, собственно, к его производству и решили привлечь Павловский автобусный завод. При этом Валдай City, как и ГАЗель City, остался честным "полунизкопольником", с удобным входом на накопительную площадку в центре салона без ступеней.

При этом шасси у Валдая City, конечно, совсем другое. Схожая лишь конфигурация рамы лестничного типа с опущенной центральной частью лонжеронов. Да еще принципиально однотипен двигатель: и там, и там - 2,8-литровый Cummins ISF. Только если на ГАЗель City он идет в 136-сильном исполнении, то для Валдая "прошит" на 150 л.с. Ниже - несколько фотографий по тому, как устроен Валдай City снизу:

То есть по этим фотографиям можно было понять и другие принципиальные отличия Валдая City от ГАЗели City: это применение "валдаевского" переднего моста на рессорной подвеске и заднего моста от автобуса Вектор NEXT с более мощной пневматической подвеской.

Обещают, что первые товарные образцы новых автобусов ПАЗ соберет в 2022 году (очевидно, все-таки ближе к концу года: ведь еще требуется время на подготовку производства и сертификацию). А что же будет с другими моделями автобусов ПАЗ?

-15

Семейство "Вектор NEXT" продолжит выпускаться в полном составе: его конструкторская проработка завершена в прошлом году, и теперь оно состоит из нескольких десятков исполнений с разной длиной кузова, разной высотой пола, разными планировками салона, разными двигателями (дизельными и газовыми). В нем есть городские, пригородные, междугородные и школьные модификации. В свою очередь, заслуженное семейство "Вектор", судя по всему, до конца года отправят на пенсию. А вот с классическими автобусами ПАЗ-3205 интереснее. Ходят слухи, что в 2022 году завод ЗМЗ перестанет существовать. Оборудование по производству 4-цилиндровых двигателей для уазиков Sollers перебазирует из Заволжья в Татарстан на недавно закрытый завод двигателей Ford-Sollers. А выпуск бензиновых моторов V8 будет завершен. То есть с 2022 года ПАЗ-3205 останется без своего основного двигателя (а спрос на его дизельные модификации скромный). Конечно, отказ от моторов V8 никак не затронет длиннобазную версию ПАЗ-4234, которая всегда была только дизельной. Да и полноприводную машину ПАЗ-3206 в этом году завод воскресил, сертифицировав ее с дизелем и новыми мостами. То есть полного снятия с производства всего классического семейства ожидать не стоит. Но конкретно "ноль пятая" машина, похоже, свои лидирующие позиции на рынке теперь утратит. У меня на этом все, а теперь уже попрошу вас, дорогие читатели, высказать собственные мысли по поводу пазовских новинок: ждем появления на маршрутах? ))

Читайте также о других новинках выставки COMTRANS 2021:
- Сочлененный самосвал КАМАЗ-6561 Геркулес
- Все грузовые новинки ГАЗа
- Беспилотный гибридный тягач КАМАЗ-54907
- КАМАЗ Компас 9: перелицованный китайский JAC N80
- КАМАЗы, ЛиАЗ и ГАЗель на топливных элементах
- Автобусы, троллейбусы и электробусы: обзор новинок

Автобусы
0