Найти тему
Толкачев. Истории

Толстой – загорелый бурлак, таким Стасов увидел его на картине Репина. Еду в Ясную Поляну

Оглавление

Ходить по Ясной поляне надо час-другой, не меньше. Вот тогда доносится ЕГО голос. В Ясной Поляне все для того: чтобы кто-то пришел к НЕМУ, и если не я, то другой, не важно. Приедет человек и пройдет таки ЕГО яснополянскими маршрутами. Толстой все предвидел, только экскурсии ОН вряд ли хотел. Может поэтому там есть бугор, на котором ничего не написано.

-Граф Лев Толстой пашет землю своей соседки?

-Да.

-Сохой?

-Да.

Поле, его по-прежнему засевают
Поле, его по-прежнему засевают
"В один жаркий августовский день, в самую припеку... Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы... Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу.
Репин И.Е. Далекое близкое

За эти шесть часов ни крестьян, ни родни на подмогу, никого. А годков то автору "Войны и мира" было немало, 58, но Лев Николаевич не терпит участия в артельной работе, презирает кампанейщину, но и геройства за собой не видит. Да, наступило время его духовного борения. У Толстого начинался период тяжелых духовных переживаний. Еще в 70-е годы, подобно герою рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно искал ответ на вопрос: «Как жить?»

-3

Новые испытания духа и тела, жесткий режим дня, сон на голом полу, тяжкий крестьянский труд, ходьба босиком до самых заморозков – все это никак не приближало его к тому состоянию духа, которое он от себя ждал, не появлялось удовлетворение от работы над текстами. Даже тот факт, что буквально перед этим, в 1886 году супруга Льва Николаевича впервые осуществила издание собрания сочинений писателя он не воспринял как подведение итогов или как достижение всей жизни.

Вижу корни дерева, под его сенью Толстой отдыхал.
Вижу корни дерева, под его сенью Толстой отдыхал.

С Репиным они дружили и ссор, таких как у Толстого с Тургеневым у них не было.

«Я прожил 8 дней у гр. Льва Николаевича Толстого, написал с него два портрета <...> Очень интересно и полезно провел это время, ходил с ним на его работы и теперь ясно понял этого гениального человека. Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!».
И.Е.Репин

Речь идет о портретах — «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887) и «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887).

Веранда, где работали и Толстой и Репин, а теперь стоит моя дочурка.
Веранда, где работали и Толстой и Репин, а теперь стоит моя дочурка.

...Именно в этот приезд Илья Репин взялся за создание полотна, которое не планировал. Лев Николаевич вдруг взялся вспахать поле одной вдовствующей соседки. Возможно, 42-летний Репин думал о том, как морально поддержать своего старшего друга в такой непростой для него период его жизни. И надо сказать ему это удалось – в 1889 году Лев Николаевич приступит к своему последнему роману "Воскресение" (хотя работа над романом в 1890 году будет прервана на пять лет). И если вглядеться в следующее полотно Репина «Лев Николаевич Толстой босой», 1901-го года, то не станет загадкой, что вызвало иронию Толстого, а стало быть, и искру в глазах, и подъем душевных сил. Да и трудно упрекнуть Льва Николаевича в отказе позировать, а значит... не все так плохо на душе у гения литературы.

-6

...На пашне Репин пытался сделать наброски, но на перекур, а тем более позирование не надеялся. Если граф сделает остановку, то присядет отдохнуть, но дать хоть минутку художнику – это уж увольте. И так шесть часов кряду!!!

"У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени, становлюсь перед серединой линии его проезда и ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Это продолжается менее минуты, и, чтобы удвоить время, я делаю переход по пахоте на противоположную точку, в шагах двадцати расстояния, и становлюсь там опять в ожидании..."
Репин И.Е. Далекое близкое

И это ожидание передалось нам, ведь мы все толстовцы. Кто не влюблялся в Наташу Ростову и князя Андрея Болконского?

Кто сегодня в Ясной Поляне не прислонится к дереву, чтобы услышать Толстого, в соках этого дерева, а может, в соках земли.

Старый дуб. Не пройдешь, чтобы не прислониться.
Старый дуб. Не пройдешь, чтобы не прислониться.

...Тогда Репину удалось лишь "проверить контуры и соотношения величин фигур", все остальное: после и по памяти.

Илья Репин.  Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне.  1887.
Илья Репин. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887.

Даже в таком режиме, перепрыгивая через комья черной пахотной земли, Илья Ефимович создал зарисовки с натуры, где каждая линия на счету, где моментально схватывалась пластическая характеристика объекта. Ну а раз набросок требует еще и скоростного мышления, способности находить лаконичные средства выражения, то вышло так, что Толстой волей-неволей предложил Репину тот же путь, какой использовал сам в работе над текстами – поиск лаконичности.

Для художника этот поиск – гигантский труд, достаточно упомянуть Павла Андреевича Федотова, сколько набросков делал он, отыскивая характерные типажи.

И будь на месте Репина Федотов, Льву Николаевичу пришлось бы пахать от зари до зари (это шутка, конечно).

Что же вышло из того наброска? А вот, полюбопытствуйте!

И.Репин Пахарь. Лев Толстой на пашне. 1887
И.Репин Пахарь. Лев Толстой на пашне. 1887

Точнее чем Владимир Стасов (который кстати и познакомил двух великих писателя и художника) в своей статье за сентябрь 1887 года издания «Новости и биржевая газета» скажет, что Толстой, изображённый Репиным, напоминает ему загорелых бурлаков: «То же выражение силы, преданности своему делу, тот же беспредельно национальный тип и склад». Не обошел своим вниманием критик и лошадок — по его мнению, они с характером: одна кротко «исправляет свою службу», другая демонстрирует живость и непокорность.

Так вот отчего Толстой напомнил Стасову загорелого бурлака на картине с пашней. Вот отчего Толстой стоит босой (хотя за пределы имения всегда выходил в сапогах). Репин так показывал поддержку всем последним инициативам Льва Николаевича, не давая ему усомниться в правильности его задумок, и стало быть, выводил писателя из кризиса с помощью искусства. Помните как в "Войне и мире"? Посмотрел Болконский на цветущий дуб и полегчало.

Моя версия такова, что в Ясной Поляне Репин творил "терапевтическое искусство".

P.S.

О самом случае и о других событиях из жизни художников и писателей я ненароком узнал из книжки Николая Ростовцева "Академический рисунок", по которой учится один мой близкий человек. Правда, моя студентка книжку эту открывает крайне редко, а зря. И еще, предназначенао это издание для художников, но скажу я вам, она крайне любопытна для нас, неутомимых ценителей искусства и литературы.

И уезжая из Ясной Поляны с Толстым невозможно проститься. Вот и пишу от этого...

Все фотографии сделаны на святой земле Ясной поляны.
Все фотографии сделаны на святой земле Ясной поляны.

#Лев Толстой

#Литература

#культура

#кризис душевный

#репин

#искусство

 #Ясная поляна

Читайте на канале статью :

11 предсказаний Лермонтова