Хочется рассказать о недавней экспедиции на гору Казбек (от груз. [Мкинварцвери] — ледяная вершина) - потенциально активный стратовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа, высота которого 5033,8 м. Расположен он на границе России и Грузии.
Прилетев во Владикавказ, быстро прошли границу и приехали в удивительный по красоте пос. Степанцминда (Казбеги), окруженный со всех сторон высокими хребтами гор.
Собравшись на террасе знаменитого отеля «Rooms», вся наша группа в составе 12 человек прониклась единой целью, с трепетом и восхищением рассматривая затерявшуюся в легкой дымке облаков снежную шапку величественного Казбека. Никто из нас на тот момент не понимал, каким образом он попадет на вершину, через какие трудности придется пройти, как поведет себя организм и хватит ли сил.. Но могу сказать одно – все мы чувствовали такое жжение внутри, такое дикое желание преодолеть себя, свои страхи и стать сильнее, что сомнений в правильности и важности такого события просто не было!
На гору ушли рано утром 8 июля. Согласно сводке погоды на вершине, вместо 5 запланированных на экспедицию дней, у нас было только 4 дня – три на подъем и один на спуск. Далее погода менялась и находиться на горе становилось не безопасно.
Наша группа в количестве 15 человек отправилась на восхождение со стороны Грузии. Примерно через 2 часа мы уже были на стоянке у Троицкой церкви, откуда и стартуют все группы. Переуложили рюкзаки, гиды доукомплектовали недостающим снаряжением каждого участника. Инструктаж, напутственное слово и наш караван «ушел в небо», причем буквально!
Троицкая церковь расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.
Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.
Хочется отдельно написать про наших гидов, ведь они были выбраны не случайно:
Максим Богатырев. Заслуженный работник туризма Республики Адыгея, Мастер спорта по спортивному туризму, Мастер спорта по горному туризму, КМС по альпинизму, профессиональный горный гид, путешественник, Снежный Барс, спасатель. Кавалер высших государственных и общественных наград. Организатор и руководитель экспедиции на всех материках Земли. Успешные многократные экспедиции в рамках программы «Снежный Барс» на пики Корженевской, Коммунизма, Хан Тенгри, Ленина и Победы. Тянь-Шань, Каракорум, Анды (Аконкагуа, Охос дель Саладо, Чимборасо и др.), Кордильеры, Кавказ и Закавказье, Альпы, горы Элсуор, Кунь-Лунь (Музтаг-Ата и Конгур), Урал; Гиндукуша. Экспедиции в крупнейшие пустыни Земли — Атакаму, Такла-Макан, Сахару. Ряд экспедиций по местам древнейших цивилизаций Инков, Майя, королевства Гуге, Кхмеров, Шангшунг (Перуанские и Боливийские Анды, Юго-Восточная Азия, Мексика, Тибет, Египет, Амазония, Уганда). Первый и пока единственный представитель республики Адыгеи, кто взошёл на высшую вершину Планеты — гору Эверест 8848 метров, и установил там флаг республики Адыгея. Из представителей Адыгеи единственный, кто был на высшей точке Антарктиды. Значимые проекты: реализован проект «Флаг республики Адыгея на высших точках всех материков и частей света»; успешные восхождения с инвалидами-спинальниками на высшые точки Европы и Северной Америки (эти восхождения занесены в Книгу рекордов Гиннеса), по версии журнала NATIONAL GEOGRAPHIC Россия входит в топ-8 гидов- разработчиков авторских путешествий экстремальной направленности; Факелоносец Олимпийского огня в Адыгее; провел уникальную спасательную операцию на горе Музтаг-Ата (7546 м), спустив из Зоны Смерти трех альпинистов, которые нуждались в экстренной эвакуации.
Константин Шинкевич. Профессиональный горный гид-международник, путешественник, судоводитель. Организатор и руководитель экспедиций на Килиманджаро, Эльбрус, Казбек и т. д. Участник экспедиций в Африке, Европе, северной и южной Америке, Австралии и Новой Зеландии, дважды участник морских кругосветок. С опытом работы в горячих точках планеты, таких как в Африке, Кот д'Ивуар берег слоновой кости, город Абиджан. Республика Конго, города Бома и Матади. ЮАР- Кейптаун, Дурбан. В средней Азии в Сирии, города Дамаск, Тартус, Латаки, в качестве инспектора и перевозчика гуманитарных грузов. Альпинист, скалолаз, участник международных фестивалей по скалолазанию и альпинизму.
На протяжении всего пути нам встречались иностранные группы со всего мира. На вопрос where are from? Было получено более 10 ответов на различных языках. Такой обширный интерес к горам не случаен. На сегодняшний день альпинизм доступен многим. В нашем маршруте практически отсутствовали элементы скалолазания, специальные технические навыки не требовались, но вот физическая подготовка должна быть на высоком уровне. Этим я и занимался несколько месяцев перед восхождением – проводил длительные пробежки, забегания в гору, силовые тренировки по укреплению связок, суставов и тренировки с оборудованием Hypoxico. Суть этого метода заключается в том, чтобы выполнять разнохарактерные физические упражнения в условиях гипоксии – это лучшая тренировка для адаптации к высокогорью.
Документы, ненужную одежду и личные вещи оставляем внизу. Палатки и «кухню» на старте делим между всеми участниками и берем вместе со всем необходимым инвентарем с собой в рюкзаках, вес которых мог достигать 25 кг. Еда в походе готовится с помощью газовой горелки на воде, взятой из горных ручьев. Она достаточно пригодна для питья, но в ней отсутствуют минералы и полезные микроэлементы. Поэтому их недостаток легко компенсировался добавлением быстрорастворимых витаминных комплексов. Сухофрукты, каши, мед и протеиновые батончики составляли 90% нашего рациона. В горах можно по-настоящему прочувствовать атмосферу «полевой» кухни.
В первый день мы поднялись на высоту 3100 м. Для места под лагерь выбирается ровная площадка, которая расчищается от крупных камней, дорабатывается до практически идеально ровной поверхности и обкладывается камнем по контуру. За 5-10 мин разбирается палатка, стелется коврик и спальник.
Казалось бы, все эти действия не должны вызывать сильного физического напряжения. Но! После 10 часов непрерывного подъема и быстрого набора высоты, организм испытывает стресс, состояние очень дискомфортное, каждое движение дается с трудом. Поэтому после разбития лагеря сижу и минут 15 восстанавливаю дыхание и силы – смотрю, как наши гиды используют свои наработанные годами кулинарные навыки, занимаясь приготовлением пшенной каши в скороварке. Параллельно, они поднимают настроение шутками и интересными историями из жизни, тем самым дают возможность отвлечься от аморфного состояния. Оно проявляется в постоянной головной боли, повышенном сердцебиении, нехватке кислорода. Поэтому, не смотря на дикую усталость, в первую ночь заснуть не получилось – нахождение в условиях разреженного воздуха дали о себе знать. Кроме того, даже для меня – казалось бы физически подготовленного человека, тело ныло от нагрузки, ноги то и дело принизывали судороги. Приходилось долго их массировать, растирать мазью и растягивать мышечные волокна.
К тому же, наш график восхождения был немного форсированным в связи с быстро портящимися погодными условиями. Для лучшей акклиматизации желательно было провести на этой высоте еще одни день, делая небольшие восхождения и спуски. Но такой возможности нас лишили синоптики.
Утро второго дня нас встретило прохладой и невероятно красивым рассветом. Позабыв о бессонной ночи, быстро собираем палатки, рюкзаки и выдвигаемся еще выше…Путь идет по осыпи, затем карману ледника, местами попадаются трещины. Иду предельно сконцентрировавшись, осторожно перешагиваю большие камни и расщелины. Постепенно приходит осознание, где я нахожусь и что вокруг происходит, понимание своей миссии и четкая установка непреклонности решения дойти до конца. В этой обстановке приходит понимание беспомощности перед величием и холодным нравом многовековых гор, да и перед природой в целом – ведь от человека в таких условиях непредсказуемой погоды и многочисленных опасностей мало что зависит. И если гора не захочет тебя пустить на вершину – лучше не испытывать судьбу!
Лагерь под вторую ночевку выбираем немного в стороне от тропы и мест, где останавливаются другие альпинисты. Потом я уже понял по какой причине: таким образом гиды решили дать необходимые в горах навыки. Разбив по уже отработанной схеме лагерь и поставив палатку, кушаем и готовимся отдыхать – подъем для штурма планируется в час ночи. Именно здесь, сидя с тарелкой пшенной каши на камне, а потом уже из палатки, за 10 минут я увидел невероятные, непривычные и в тоже время удивительно красивые погодные перемены. Палящее беспощадное солнце, скрываясь за резко возникшими облаками, сменяется шквалистым ветром, а потом грозой и ливнем, переходящим в крупный град. Про себя думаю: «Ну что еще может произойти?». Оказывается может – после града на наш лагерь опускается густой туман. Устав от таких катаклизмов и постоянной смены одежды, выпиваю таблетку снотворного и ложусь отдыхать..
На финальный штурм из лагеря выходим в 2 часа ночи, на голове фонарик/в голове. Идем налегке. Это значит, что теперь не нужно нести с собой все вещи – спальники, дополнительную одежду и обувь, инвентарь, еду. Берем с собой самое необходимое: термос с чаем, воду, альпинистские кошки, ледоруб и дополнительную верхнюю одежду, которая не даст замерзнуть на вершине, в условиях сильного пронизывающего ветра. На штурм мы вышли не одни. Все понимали, что это единственное «окно», чтобы проскочить до критического изменения погоды. Поэтому местами приходилось то обгонять, то пропускать другие группы. После того, как мы встретили дедушек из Таджикистана, самому младшему из которых 80 лет, все поняли, что стыдно будет не дойти до конца. Это придавало мотивации и сил. Шли двумя связками: по 7 и 8 человек соответственно, впереди каждой связки по гиду… Когда идем ночью, в темноте и тишине, внимание сосредоточено только на тропе, на контроле каждого движения, впадаю в некое медитационное состояние, в котором теряется чувство временных границ, абстрагируешься от лишних мыслей и думаешь только о цели, и лишь гид периодически выводит из него, давая новые указания.
Я никогда не забуду эти яркие звезды, рассыпанные по всему небу, не забуду этот рассвет, который мы встретили уже высоко в горах, на высоте примерно 4400 метров. Солнце пробивалось прямо из-за облаков, которые на тот момент уже были под нами. Невероятное зрелище, каждый испытал бурю чувств – от страха и беспокойства до гордости и восхищения.
По мере приближения к вершине, становится все сложнее – сказывается недостаток кислорода и пониженное давление, но мозг продолжает находить недостающие ресурсы, подавая мышцам команду не выключаться из работы. В таком состоянии мы и заходим на заснеженную шапку вершины Казбека, от красоты панорамного вида мы забываем о всех преодоленных трудностях, адреналин в крови выпускает на волю весь спектр положительных эмоций. Кто-то радовался и прыгал от счастья, кто-то не смог сдержать слез, кто-то обнимался и поздравлял товарищей с этой важной, яркой, но сложной для всех победой над собой!
Во многих культурах инициация в мужественность, героизм, мудрость связана с горами. Вспомните фильмы про индейцев, далай лам Непала, книги и пейзажи Рерихов о Гималаях, монастыри Тибета. Особенно в современном виде, где слово «вершина» скорее метафорично, чем реально, люди ищут себя в горах. И находят. Утром 10-го июля свою вершину нашли еще 10 молодых людей, среди которых и я.
Именно здесь, стоя живыми ногами на сверкающем панцире льда и снега, глядя живыми глазами в бескрайний океан вершин, вбирая живой кожей кристальный ветер, человек становится взрослее, мудрее, глубже! Уверен, что этот особенный момент каждый сохранил и заполнил на всю жизнь!
Кульминацией экспедиции стало предложение руки и сердца, которое сделал мой друг своей девушке прямо на вершине! Думаю, это событие они запомнят надолго, пожелаем им счастья!
Ну а наша экспедиция врезалась каждому в сердце острыми ощущениями и яркими незабываемыми эмоциями. Будем готовиться к покорению новых вершин!