Древнеримский раб мог обрести свободу либо по воле своего хозяина, либо по решению суда. Если раб был собственностью не какого-то конкретного человека, а римского государства (к примеру, муниципальные рабы выполняли тяжёлые и грязные работы по обустройству города), то освободить его мог чиновник с соответствующими полномочиями.
Причинами могли быть дряхлость, болезнь либо увечье, и вытекающие из них бесполезность данного работника, либо острая необходимость: рабов иногда освобождали во время войны, когда срочно требовались новые солдаты.
Римский суд освобождал рабов независимо воли их владельца в следующих случаях:
— Если прежде раб являлся римским гражданином и был обращён в рабство незаконно.
— Если после убийства хозяина раб нашёл и выдал властям убийцу.
— Когда хозяин оказывался вне закона после занесения в проскрипционный список и раб выдал его властям, либо сам убил и принёс в суд его голову.
— Когда раб оказывал римскому государству иную важную услугу.
— Если больной или увечный раб оказывался без надлежащей заботы, и это было доказано. Такой указ издал император Клавдий в I в. н.э.
— Если раб жил как свободный человек 20 лет и более. Подобное случалось, когда в большом хозяйстве о каком-то из рабов попросту забывали.
Кроме того, по римским обычаям любой раб обретал свободу, если его коснулась весталка (жрица богини Весты). Во всех остальных случаях раба мог освободить только его хозяин. У римлян было три способа освобождения рабов:
- Vindicta (палочка). Хозяин с рабом приходили к претору. В его присутствии рабовладелец касался раба палочкой, объявляя свободным человеком. После чего брал раба за руку, поворачивал вокруг себя и давал пощёчину. С этого момента раб обретал свободу.
- Сensu (ценз). Раз в пять лет в Древнем Риме составлялись цензовые списки римских граждан. Во время очередной переписи рабовладелец мог назвать цензору имена освобождаемых им рабов. Их заносили в список, после чего по закону они считались свободными.
- Testamento (завещание). В завещании должно было быть прописано имя освобождаемого раба с формулировкой «liber esto» (да будет свободным). Наследники не имели права оспаривать такое проявление воли покойного.
Почему рабовладелец мог добровольно отказаться от ценного (обычный раб без особых умений стоил около 2 тыс. сестерциев) имущества? Мотивы могли быть самыми разными. Хозяин мог полюбить симпатичную рабыню и пожелать заключить с ней законный брак, чтобы их дети стали полноправными римскими гражданами. Жениться либо выходить замуж рабам римские законы запрещали, поэтому рабыне в этом случае следовало предоставить свободу.
Раб мог сам выкупить себя. Зная, что работа из-под палки не слишком эффективна, римляне порой предоставляли рабам пекулий (временное владение), в который могли входить инструменты, мастерская, лавка и т.д. Раб мог таким образом скопить сумму, достаточную для выкупа. Обычно она заранее оговаривалась, чтобы у сторон не было соблазна пересмотреть условия освобождения. К примеру, один римский раб, владевший ремеслом врача-окулиста, выкупился за 50 тыс. сестерциев, после чего продолжил врачебную практику уже в качестве свободного человека.
Домашнего раба могли освободить из сентиментальных побуждений. Древние римляне тоже были людьми и привязывались к рабыням-нянькам или рабам-учителям. После того, как необходимость в их труде отпадала (все дети в этой семье уже выросли), таким рабам часто давали вольную. Впрочем, пожилых рабов иногда отпускали по иной причине — когда из-за дряхлости результаты их труда переставали окупать затраты на содержание. Домашним рабам помогали с обустройством, но бесполезных работников попросту выбрасывали на улицу.
Порой рабов отпускали из тщеславия. Нобили, в особенности в первом поколении, любили меряться не только дороговизной вилл и нарядами жён, но также количеством клиентов (свободных граждан, финансово зависящих от своего патрона). Заполучить в клиенты кого-либо из обычных римлян стоило немалых денег. А вот освобождённый раб в качестве вольноотпущенника автоматически превращался в клиента своего бывшего владельца. Процессии такого нобиля на улице можно было отличить по свите, носившей фригийские колпаки — головной убор древнеримского вольноотпущенника.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев