Давно не публиковала собственных сочинений. А направления в этом году такие радующие и вдохновляющие, что руки чешутся написать что-нибудь и поделиться с читателями.
Четвёртое направление для меня - самое благодатное: я люблю музыку; мне не чуждо изобразительное искусство; театр - моё всё. Даже дипломную работу я писала по драматургии (если ничего не путаю, она называлась "Гауптман, Толстой, Горький: к проблеме типологических соответствий в немецкой и русской драме конца XIX - начала XX вв.). А уж кино!!!
Лирическое отступление: давным-давно наивная девочка, оканчивающая школу, мечтала поступить не куда-нибудь, а во ВГИК, на режиссёрское отделение. В голове уже был готов фильм по мотивам романов Мухиной-Петринской, на главные роли утверждены известные и не очень известные актёры, вот с музыкой была загвоздка, но не беда - что-нибудь придумаем. Наивной девочке в Москве объяснили, что на режиссёрское отделение принимаются люди с богатым жизненным опытом, которым есть о чём поведать миру, а не вчерашние школьницы. Девочка поплакала и пошла на филфак, но любовь к кино в ней жива до сих пор.
Поэтому тема сегодняшнего сочинения "Какой фильм Вы можете назвать шедевром?"
Шедеврами называют выдающиеся, совершенные произведения искусства. Если говорить о киноискусстве, то за столетнюю историю его существования создано множество кинокартин, которые по праву входят в "золотой фонд", которыми восхищается не одно поколение зрителей.
Я родом из СССР, поэтому мне близко советское кино. К безусловным и бессмертным киношедеврам я бы отнесла фильм "Офицеры" Владимира Рогового, "А зори здесь тихие" и "Доживём до понедельника" Станислава Ростоцкого, "Несколько дней из жизни Обломова" Никиты Михалкова, "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхгаузен" Марка Захарова, "Безымянную звезду" и "Покровские ворота" Михаила Казакова. В них безупречно, на мой взгляд, всё: режиссёрская работа, актёрский ансамбль, музыка, операторское мастерство. Это притягивает зрителей и побуждает в который раз пересматривать фильмы, уже выученные наизусть.
Однако есть кинокартины менее известные, но тоже сделанные очень качественно. "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова, например, знают практически все, а его же пронзительный фильм о любви "Осень" - единицы. Премьера "Экипажа" Александра Митты в своё время вызвала ажиотаж, а его "Сказка странствий" осталась незамеченной. Предлагаю сегодня вспомнить этот незаслуженно забытый фильм и подумать, чем он цепляет зрителя.
Во-первых, мне нравятся многочисленные узнаваемые отсылки к разным источникам. Сама история похищенного брата и отправившейся на его поиски сестры напоминает "Снежную королеву". В пути Марта встречает Орландо - странствующего философа, поэта, врача и изобретателя летательных аппаратов (намёк на Леонардо да Винчи). Дракон и Дон Кихот погружают нас в атмосферу средневековых рыцарских романов. Прометеи, добывающие огонь, вызывают в памяти древнегреческие мифы. Кроме того, в "Сказке странствий" явно прослеживаются христианские параллели, что особенно удивительно для советского фильма. И вот из этих известных элементов режиссёр создаёт совершенно новую сказку. Кто разгадает спрятанные в ней отсылки - увидит одно. А кто не разгадает - совершенно другое. Разве не шедеврально?
Во-вторых, в этом фильме совершенно с другой стороны открылся для меня Андрей Миронов. Его драматический талант ничуть не уступает таланту комедийному. Для меня Орландо - безусловно лучшая его роль.
В-третьих, в фильме звучит гениальная музыка Альфреда Шнитке. Сцена полёта и эпизод, где Май рисует на стене разрушенного замка летательный аппарат, пробирает до мурашек, доводит до слёз именно благодаря музыке.
В-четвёртых, идеи, заложенные в основу фильма, делают его очень глубоким, философским. Чего стоят рыцари, живущие на огнедышащем драконе! Пользуясь теплом его тела, жители могут позволить себе вкусить покой и негу: "не сеем, не пашем - всё само из земли прёт". Но им этого мало - они хотят поработить, пробуравить дракона, чтобы добраться до живого огня. И никакие предостережения ("Глупцы, что вы творите? Это варварство. Ему же больно") их не останавливают. Естественно, всё заканчивается катастрофой. Фильм-напоминание для нас и будущих поколений: к месту, где мы живём, надо относиться с заботой и любовью. А как восхитителен монолог Орландо о том, что Земля - это живой организм!
"Реки - это жилы, по которым течет её голубая кровь. Материки - это её сердце, её лёгкие; облака - это пар от её дыхания"
Мне кажется, с мыслью Орландо перекликаются идеи Рэя Брэдбери, изложенные им в рассказе "Здесь могут водиться тигры". Астронавты, высаживающиеся на неизведанную планету, демонстрируют две модели поведения на чужой земле: с одной стороны, метод агрессивного завоевания, с другой - метод гармоничного сосуществования. Антрополог Чаттертон призывает нападать первым:
"Ступите на неё, распорите ей брюхо, отравите животных, запрудите реки, стерилизуйте воздух, протараньте её, поработайте как следует киркой, заберите руду и пошлите ко всем чертям, как только получите всё, что хотели получить".
Капитан Форестер уважает чужие миры и не приемлет метод Чаттертона:
"Благодарение богу, грабить и разрушать не моё дело. К счастью, я только астронавт... Я буду бродить и смотреть на этот новый мир, каким бы он ни был, каким бы он ни казался".
Планета оказалась разумной. На варварские действия Чаттертона она отвечает очень жёстко, а людей, относящихся к ней с уважением, принимает с добром.
Вернёмся к "Сказке странствий". Первый раз я смотрела её в 1983 году, будучи школьницей. Последний - пересматривала сегодня. Кинокартина по-прежнему завораживает своей атмосферой и музыкой. Для меня этот, с одной стороны, мрачный и зловещий, а с другой стороны, жизнеутверждающий и дарящий надежду фильм - безоговорочный шедевр.
Тем, кто не понял, зачем, рассказывая о фильме, я упоминаю рассказ Рэя Брэдбери, рекомендую к прочтению статью "Можно ли в итоговом сочинении обойтись без опоры на литературный материал"