Найти тему

Ikarus-180 – предок знаменитой «гармошки»

Всем привет!

Все мы помним знаменитый венгерский сочлененный автобус Ikarus-280, славно проработавший в нашей стране более 30 лет и уже успевший осветиться на нашем канале, – его можно вспомнить здесь. Но до него в СССР работал другой венгерский автобус с похожим индексом – Ikarus-180, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Наш герой выпускался относительно недолго – с 1963 по 1973 г. При этом крупными сериями автобус начал производиться в 1966 г., а еще через год модель официально стала поставляться в СССР. Именно в нашей стране он получил широкое распространение и стал настоящим спасением для крупных городов, в которых советские автобусы ЛАЗ-695 и только-только вышедший в свет легендарный ЛиАЗ-677 не справлялись с большими пассажирскими потоками, а без помощи троллейбусов и подавно.

Ikarus-180 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru
Ikarus-180 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru

Ikarus-180 стал первым массовым сочлененным автобусом на территории СССР. Его конструкция заметно отличается от той, которой обычно придерживались советские машиностроители. Внешне привлекают внимание двери для пассажиров, три из которых с тремя створками, а четвертая, задняя, - с четырьмя.

Двигатель тоже был особенным. Он располагался в прицепе, занимал объем 10,35 л и развивал 192 л.с. Для сочлененной машины этот показатель очень скромный, так что быстрее 63 км/ч автобус не ездил, да и не нужно было.

Важно было то, что салон был очень вместительным: внутри было 37 сидячих мест и накопительная площадка сзади, а всего в автобус могло вместиться 169 человек. Хотя есть легенда, что час-пик в салон набивалось более 200 пассажиров. Как думаете, правда это или вымысел? Напишите в комментариях.

Салон Ikarus-180. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон Ikarus-180. Источник фото: fotobus.msk.ru

Как бы то ни было, автобус нашел свое применение не только в СССР, но и в странах соц. лагеря. Причем версии автобусов, отправляемые в другие страны, немного отличались от «советской» модификации. Достаточно лишь сравнить их передок:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Попав в нашу страну, в первую очередь Ikarus-180 отправлялись, как водится, в Москву и лишь потом в другие города. В Москве они продержались на маршрутных перевозках до 80х гг., когда их уже заменила 280я модель. При этом массовое списание нашего героя началось в 1976 г. В других городах эти автобусы также работали ровно до тех пор, пока там не появилась в большом количестве самая знаменитая «гармошка».

Ikarus-180 на маршруте в Ставрополе. Источник фото: fotobus.msk.ru
Ikarus-180 на маршруте в Ставрополе. Источник фото: fotobus.msk.ru

Сегодня в живых остались считанные единицы таких автобусов. Самый известный музейный экземпляр, хоть и частично собранный из агрегатов 280й «гармошки», но все же уцелевший, находится в Москве:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Также музейные экземпляры сохранились в Венгрии и Германии.

Ikarus-180 – важный для СССР венгерский автобус. Он занимал позиции на городских маршрутах в течение почти 20 лет и с достоинством уступил место «гармошке детства» - модели 280. Можно смело сказать, что 180й с поставленной задачей справился.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!