Найти тему
Владимирский тяжеловоз

Почему чтобы убрать запотевание стекол в авто нужно включить либо кондиционер, либо печку

Ехали в машине по трассе, никого не трогали. Вдруг начался дождь, и буквально через пару минут по лобовому стеклу с внутренней стороны поползло запотевание. Амбразура со временем становится все уже и уже, и в определенный момент не остается даже маленького окошка, через которое можно наблюдать за дорогой.

А почему вообще потеют стекла в машине? Почему они потеют именно после того, как начался дождь, и самое главное — что делать, если такая напасть все же застала в дороге: включать печку или кондиционер? Сейчас во всем подробно разберемся.

Все водители знают, как бороться с запотеванием — нужно включить кондиционер или печку. Но почему, казалось бы, противоположные меры приводят к одному и тому же результату? Почему кондиционер, который охлаждает воздух, так же хорошо справляется с запотеванием, как и печка? Давайте для начала немного теории.

Стекло в машине запотевает тогда, когда на нем выпадает роса. Точно такая же, которую можно видеть ранним августовским утром на траве около речки. Но выпадение росы зависит от двух показателей — влажности окружающего воздуха и температуры этого самого воздуха. В зависимости от этих двух переменных меняется температура предмета, необходимая для выпадения росы. Приведу пару примеров...

Venom17, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Venom17, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Возьмем жаркое июльское утро, когда уже в шесть часов неслабо припекает солнце, и туманное августовское. В июле влаги в воздухе мало, он почти сухой. В августе все наоборот: воздух насыщен мельчайшими частицами воды. Да и температура травы, на которой должна выпадать роса, в августе намного ниже, чем в июле.

В случае с запотеванием стекол в автомобиле все то же самое. Мы ехали по трассе, все было отлично: плюс пятнадцать градусов за окном при влажности воздуха 50%. В салоне при этом было, допустим, плюс двадцать. Пошел дождь, и влажность воздуха сразу же повысилась до 90%, а температура забортного воздуха наоборот упала до 10-12 градусов. При этом в салоне остались все те же 20 – мы же любим комфортные условия, верно?

Фото с сайта pragmatic.com.ua
Фото с сайта pragmatic.com.ua

Смотрим в табличку так называемой "точки росы", то бишь температуры поверхности, необходимой для выпадения на ней росы при определенной влажности и температуре окружающего воздуха. В виде поверхности у нас выступает лобовое стекло, которое всегда чуть теплее, чем воздух за бортом, но чуть холоднее, чем воздух в салоне. Разумеется, если мы говорим про осеннюю погоду – такую, как сейчас.

Получается, что для выпадения росы при 50% влажности температура стекла должна была быть около 8 градусов. Очевидно, что при температуре в салоне +20 и +15 за бортом стекло не может охладиться до плюс восьми. А когда влажность поднялась до 90%, то достаточно уже 18 градусов.

-4

Чтобы убрать запотевание стекла, нам нужно либо нагреть его, либо охладить. Если стекло будет холоднее условных 18 градусов, то на нем просто не будет образовываться роса. Если значительно теплее, то роса быстро испарится под потоками теплого воздуха.

Вот поэтому мы либо включаем кондиционер, либо печку, когда запотевает стекло. Кондиционер убирает запотевание практически мгновенно, быстро охлаждая стекло настолько, что влага перестает на нем конденсироваться. При этом он еще и воздух подсушивает за счет того, что влага конденсируется на испарителе. А вот печка убирает запотевание куда медленнее, ведь роса на стекле уже выпала, и теплому воздуху требуется какое-то время, чтобы испарить лишнюю влагу.

Поэтому если начало запотевать стекло, включить можно либо кондиционер, либо печку. Главное, не продолжать подавать в салон забортный или чуть подогретый воздух. Тогда стекло будет покрываться росой еще быстрее.

А что вы делаете, когда запотевает стекло: включаете кондиционер или печку? Кстати, есть еще один вариант. Подскажете, какой?)