Прочитал недавно статью на религиозную тему. Автор пишет что бог существует вне времени. Полистал интернеты, да, точно, в традиции христианского учения так и есть : бог - вне времени. Загадочно и непонятно. Мы интуитивно понимаем что такое время и куда оно направлено. Вот художник задумал нарисовать картину, пошел купил холст, кисти и краски и начал творить. И вот готовая картина. Есть некая уверенность что имеется причинно-следственная связь: картина появилась в результате задумки художника. Хотя бы потому что замысел картины появился раньше и есть цепочка событий (покупка красок, полотна, грунтовка, первые штрихи и т.д.). Но если все события произошли одноВРЕМЕнно, мы не можем выстроить такую цепочку и причинно-следственную связь определить не можем. Нельзя сказать что картина появилась в результате замысла художника. Все может быть совсем наоборот, ведь и картина и замысел возникли одновременно. В отсутствии времени мы даже не можем говорить об одноВРЕМЕнности событий. Сомнительно даже, что вне времени могут происходить какие-то события, ведь время это всегда какие-то события и эти события как-то упорядочены. Если произошло какие-то событие, например сотворение мира, то это событие и есть точка отчета для других событий. И соответственно тут и появляется время. Но если бог вне времени, то он не может быть никак связан с какими-то событиями, иначе он окажется во времени - цепочке событий. То что бог создал мир и в то же время вне времени противоречит само себе. Самый простой вопрос: когда бог создал мир не имеет ответа - время для бога нет и поэтому он никогда не мог создать мир.
А что же наука?
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом" - время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру». Еккл.3:1-8
Лучше и не скажешь. Хотя это и религиозный текст, но мне кажется он точно описывает современный научный взгляд на мир: время неоднородно и разное для каждого предмета и для каждого места. Да и наш мир состоит вовсе не из вещей, а из событий. Эйнштейн показал, что невозможно синхронизировать часы в разных местах пространства поскольку время зависит от гравитации и от скорости. Нет никакого абсолютного Ньютоновского времени, время локально и поэтому нельзя установить какого-то всеобщего момента "сейчас". Невозможно определить что сейчас происходит, скажем на Проксима Центавра, потому что там свое локальное время. И мы не можем синхронизировать время тут и там, потому что даже если мы отправимся на звездолете на Проксиму с часами, то мы привезем не время, а только часы, которые идут со скорость локального времени звездолета. (как вы знаете, при движении с большими скоростями время замедляется). В результате мы будем иметь уже трое часов и все идут по-разному, и непонятно которое время правильное. А ответ прост: все три времени правильные, просто это разные места и разные часы: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом".
Что такое человек? Кто-то скажет что это определенным образом организованные атомы и молекулы. Но сегодня известно, что атомы из которых состоит человек обновляются полностью в течении примерно 7 лет. В течении жизни наше тело обновляется несколько раз, но тем не менее мы уверены что человек тот же самый. Все очень просто: человек это незастывшая вещь, человек постоянно меняется и все что нас отличает, это события жизни: где и когда родился, в какой детский сад ходил, в какой школе учился, где и кем работал, с кем заключил брак, и так далее и так далее, пока не умер. Человек не вещь, а цепочка событий: "время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру".
Собственно это относится ко всему, хотя бы к камню: камень тоже цепочка событий, когда-то он возник из космический пыли, и со временем тоже превратится в пыль. В процессе он тоже откололся от горы и скатился в долину, ручей вынес его на побережье, где прибой довершил дело. Но все это тоже цепочка событий. Предметы существуют только в нашем человеческом воображении, так нам удобно воспринимать мир и поэтому грамматика нашего языка приспособлена именно к такому описанию. Но это не значит что грамматика правильно описывает реальный мир: в уравнениях современной квантовой физики нет параметра время. Оно совершенно не нужно для описания устройства мироздания. В мире есть только события, которые происходят относительно других событий. А время придумал человек для удобного описания этих событий. Некая абстракция, которая не имеет физического смысла. Поэтому с точки зрения науки все мы - вне времени, а не только христианский бог.