Сегодня я расскажу о шести барельефах, на которых представлены основные этапы Великой Отечественной войны. “Вехи войны” находятся в Екатеринбурге, на Широкореченском мемориале.
Первая крупная победа пришла тогда, когда отступать было уже совсем нельзя. Позади Москва. С потерей столицы дух народа был бы сломлен. Мы видим стрелки, как в картах школьных учебниках. Это вражеские самолеты и танки. На нашей стороне изображена христианская символика. Над Москвой тучи, но их рассеивает свет, исходящий от иконы. А стоящая женщина крестит уходящих на защиту Родины бойцов.
- Это простая крестьянка Епистинья Степанова, потерявшая на фронтах войны всех девятерых своих сыновей. Но пока все ее дети еще живы. И она благословляет на ратный подвиг своих детей, и идущие по Красной площади батальоны, и вставшего во весь рост солдата, - говорит руководитель авторского коллектива Сергей Титлинов. - Икона над Москвой - ее духовная заступница и защитница.
Не менее интересно творческое решение барельефа, посвященного блокаде Ленинграда. Центральное место отдали первому исполнению 7-й симфонии Шостаковича. Среди слушателей есть и известные жители культурной столицы: Дмитрий Лихачев, Ольга Берггольц, Даниил Гранин, Вера Инбер, автор душещипательного дневника Таня Савичева. Интересно признание одного из участников с той стороны: “Тогда, 9 августа 1942 года, услышав симфонию, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть”.
Барельеф “Сталинградская битва” - это монументальный репортаж из центра урагана. И в этом вихре всё и все: мельница Гергардта, дом Павлова, скульптурная группа “Детский хоровод”, снайпер Василий Зацев, бросающийся на танк Михаил Паникаха, каски на немецких могилах. В барельеф вплавили фрагменты найденных в Сталинграде мин и кирпич от мельницы.
Курская дуга - и в самой середине мы видим танковую битву. Это, конечно, Прохоровское поле. И снова в плоть художественного произведения включили реальные свидетельства сражения: вплавили гильзы из-под Прохоровки.
Победа все ближе. Четвертый барельеф назван “Освобождение Европы от нацизма”. Уже солдат пишет что-то на колонне. Уже заседают в Ялте Сталин, Рузвельт и Черчилль. Но в небе дым крематориев Дахау, Саласпилса, Майданека и Освенцима. А из ворот концлагеря выходят освобожденные узники.
Последний бронзовый барельеф - “Победители”. На Красной площади парад. На выносной полке лежит приплавленная медаль “За Победу над Германией”. Это подлинная реликвия - награда хранилась в семье Титлиновых. И слева мы видим встречу на вокзале. Мужчины возвращаются домой. Жена дождалась мужа.
- Вмиг многолюдный и многоголосый вокзал перестал существовать для этих людей. В этом мире они остались вдвоем. Вам, уважаемые зрители, представляется возможность самим завершить этот рассказ: представить, как солдат и его жена подойдут друг к другу, обнимутся, что скажут, как уйдут с перрона и приедут домой, - поясняет Сергей Титлинов.
Но справа сидит солдат, которого никто не ждет. Это тот самый или такой же, как он, боец, который пришел и видит, что “враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью”. Под этим травой заросшим бугорком лежит его Прасковья.
Читайте также: Ботинки для "Правды". Сколько платили пленным немцам