Найти тему
Лилия Габдрафикова

Кофе и татарские родители

Пить или не пить кофе по утрам и не только - решать вам. Этот бодрящий напиток давно уже стал частью повседневностью многих. Но татарских кофеманов стало явно больше каких-то сто с лишним лет назад, на заре ХХ века, именно тогда кофейная культура начала завоевывать городскую молодежь.

Конечно, татары ассоциируются, прежде всего, с безмерной любовью к чаю. Полюбив этот крепкий напиток где-то в XVIII столетии, татарский народ добавил к своим чаепитиям самые невероятные сладости и выпечку. Не буду отнимать ваше время чак-чаками, баурсаками и перечислять всю эту татарскую кулинарную фантазию. Речь ведь о кофе.

Как видно из этого плаката любителей кофе в Российской империи было не так много,  особенно по сравнению с европейскими странами.
Как видно из этого плаката любителей кофе в Российской империи было не так много, особенно по сравнению с европейскими странами.

Но на рубеже XIX-XX веков среди татар все же растёт число тех, кто уже традиционному чаю начал предпочитать (абау, әстагафирулла!) ... кофе.

Интерес к кофе у татар был связан сначала с влиянием османской культуры, где этот напиток был давно любим. Кофе уважали в арабских провинциях Османской империи, да и в турецкой части было много посетителей кәхвехана (кофеен).

Воспетый многими путешественниками восточный кейф (кайф) как раз был связан и с употреблением кофе, с отдыхом в кофейнях. А по-татарски кәеф - это настроение, причем хорошее настроение.

Кофе был особенно распространен среди крымских татар. Не изменяют этой традиции они и сейчас. В крымских домах XVIII-XIX столетий имелась специальная посуда: кофейники – «кахве-джезе» (для большинства из нас более привычно название "турка"), чашки для кофе – «пильджан» и т.д. Впрочем, турки для варки кофе, специальные чашки для кофе на рубеже XIX-XX веков появились и в семьях волго-уральских татар.

Старинная кофемолка из Литературно-мемориального музейного комплекса  Габдуллы Тукая в Кырлае (Арский район РТ) указывает на то, что кофемания дошла в начале ХХ века и до татарских деревень.
Старинная кофемолка из Литературно-мемориального музейного комплекса Габдуллы Тукая в Кырлае (Арский район РТ) указывает на то, что кофемания дошла в начале ХХ века и до татарских деревень.

Конечно, увлеклась новшеством, прежде всего, молодежь. Например, во многих татарских редакциях начала ХХ века журналисты и другие литераторы любили пить этот напиток. Это и казанские газеты "Кояш", "Баянель-хак" и газеты других городов. Редактор оренбургской газеты "Вакыт" Фатих Карими утро начинал исключительно с чашечки кофе. Он учился в Стамбуле, преподавал некоторое время и в крымскотатарском медресе, поэтому вполне понятно откуда у него это увлечение.

Герои, предпочитавшие кофе традиционному чаю фигурировали и в татарской литературе начала XX века. В романе Галимджана Ибрагимова «Молодые сердца» мать уговаривает сына попить чаю, но главный герой Зия просит её сделать черный кофе. На что Зулейха абыстай искренне недоумевает, как можно вообще пить это кофе, настолько крепкий будто «черная кровь», да еще без сахара и молока.

Писатель Фатих Амирхан (первый справа) был ярким представителем той самой  татарской молодежи, которая противопоставляла себя "старому миру". Фото из книги "Фатих Амирхан в фотографиях" (Казань: АН РТ, 2016).
Писатель Фатих Амирхан (первый справа) был ярким представителем той самой татарской молодежи, которая противопоставляла себя "старому миру". Фото из книги "Фатих Амирхан в фотографиях" (Казань: АН РТ, 2016).
Конфликт татарских «отцов и детей» проявлялся и в подобных бытовых мелочах: предпочтение молодым поколением кофе привычному чаю было похоже на некое противопоставление себя старому миру, где главенствовали долгие чаепития с самоваром.

Интересно, что в своих известных наставлениях татарский просветитель Ризаэтдин Фахретдин тоже призывал пить кофе, но с молоком. По его мнению, это было более полезным для желудка. Среди так называемых дозволенных напитков (очевидно, шариатом) ученый называл и кофе. Наверное, поэтому в Мемориальном музее Р.Фахретдина в его родной деревне Кичучат в Альметьевском районе РТ хранится кофейный сервиз, принадлежавший когда-то семье просветителя.

В общем, поменьше осенней хандры и утренней бодрости всем!

Читайте также:

Чәй эчәбезме? Чай, татары и их любовь... к чаю