Найти тему

Ценность жизни человека в отечественном и западном кино

Посмотрел американский фильм этого года «Ледяной драйв». По сюжету группа рабочих оказалась замурованной в обрушившейся шахте. Чтобы их спасти, необходимо доставить к месту катастрофы громоздкое и очень тяжелое оборудование. Ситуация усугубляется тем, что путь к шахте проходит по льду озера, проехать по которому колонна грузовиков способна лишь на определенной скорости, не меньше, не больше – иначе провалится. Экшен, боевик, триллер. Впечатляющая картинка, игра актеров – на уровне. Конечно, фабула насыщена стандартными ходами - трогательными моментами вроде психически больного механика, смертью чернокожего храбреца, стремления к мечте, которая видится в приобретении нового грузовика главным героем.

Создатели фильма не обошлись без линии предательства «плохих парней», высвечивания беспринципной продажности властных структур, отражения мерзких корытных интриг руководства компании, владеющей шахтой – всего того, что для российского зрителя стало бы мерзкой русофобией, если бы фильм снял Звягинцев.

Допустим, не Звягинцев, а кто-то другой - можно ли снять адаптацию «Ледяного драйва», переложив сюжет на российские реалии? Наверное можно бы. Но!

Такое неуверенное предположение – история, где на русских рабочих обрушилась шахта, их надо спасать, и проводится дорогостоящая операция, которой руководят высшие чиновники государства, такая история в России? Неубедительно как-то. То есть, если в фильме МЧС проявит героизм, отдельные люди – все гладко, а если на государственном уровне РФ принимается решение отказаться от какой-то выгоды, чтобы спасти несколько человек – Станиславский «не верит».

Американский фильм «Марсианин». Один единственный астронавт выживает на Марсе. Силы и средства США, других государств Земли брошены на его спасения. Одного человека! Спасли в итоге. В российской адаптации «Марсианина» главный герой остался бы подыхать на красной планете, глава Роскосмоса пришел бы к матери космонавта со словами: «Мы будем вечно его помнить», Валентина Матвиенко перерезала ленточку на открытии памятника, Ник «Бесогон» пропел бы свою сиплую песню: «Это геро-ой, вы понимаете, герой! У них на Западе таких не-ет. Только русскому человеку присуща любовь к ро-одине, любовь к матери, достойная гибель, героизм, гигиена…».

Голливудский фильм «По соображениям совести». Мел Гибсон - посредственный актер, расист, гомофоб и пьяница - оказался неординарным режиссером. Такие фильмы, как «Апокалипсис», «Страсти Христовы», может и не считаются шедеврами, но в оригинальности им точно не откажешь. «По соображениям совести» - история о том, как молодой человек, отказывающийся убивать по религиозным убеждениям, тем не менее, добивается зачисления в действующую армию в качестве санитара. Во время битвы за Окинаву главный герой вытаскивает с поля боя многих раненых солдат.

Надо сказать, что отечественный кинематограф тему «санитар на войне» не приветствует в принципе. В российской истории о таком герое, скорее всего пацифист отказался бы от своих принципов, воспылав ярой ненавистью к врагу, и взял в руки оружие. Скорее всего.

«Спасти рядового Райана». Ответ Спилберга Богомолову.

Не российскому режиссеру Богомолову, а советскому – писателю, создавшему роман «В августе 44-го» (хотя Спилберг обоих Богомоловых знать не знает, чего уж там).

В романе (в экранизации этого, по-моему, нет) приводится письмо матери лейтенанта Блинова от его командира, где сказано: сочувствую вашему горю, что трое из вашей семьи погибли, но Андрей Блинов годен к строевой, потому нехай служит. В «Спасти рядового Райана» три брата погибают, а младший еще воюет, генерал дает приказ войсковому подразделению последнего Райана найти и вернуть матери.

Американский кинематограф время от времени прославляет идею ценности человеческой жизни. Да, не часто, не постоянно. У них тоже сюжетов с героической смертью во имя идеи – полно. Но в нашем кино, в военном кино (от «Суглянки» до «Штафбата») идея самопожертвования полностью затмевает идею гуманизма.

Может – правильно. Или нет. Может российский обыватель не имеет представления о том, что человечек – неповторим, уникален, колоссально ценен сам по себе.

Но думается, что именно человеколюбия очень не хватает современному обществу и хочется где-то, хотя бы в кино, иногда, изредка, видеть – не пропаганду, нет – а небольшой намек на гуманизм и ценность одной и каждой человеческой жизни.