Иногда ко мне заходят стайки все_лучше_меня_знающих комментаторов, которые в один голос поют заунывную песню о том, что, мол, в арабском мире женщина никто и звать ее никак. У меня тут уже довольно много было постов про самых разных арабских женщин. А сегодня я расскажу вам об алжирской партизанке и главе отряда сопротивления французской оккупации. Каким-то чудом до нас дошли ее фотографии. В этом материале я их использовала.
Вот, такой она и была.
Звали эту удивительную женщину Фатима Насумер (Насумер это отсылка к названию места, где она родилась), хотя ее чаще вспоминают под прозвищем Лала Фатима (лала в данном случае это местный аналог слова "госпожа"). Она родилась в 1830 году, в тот самый год, когда Алжир был захвачен французами. Сейчас ее родные места выглядят как-то так:
Ее отец был сельским учителем, преподавал детям Коран. Так же, как и другой алжирский герой этого времени - эмир Абд аль-Кадир (про него я рассказывала раньше вот тут) еще в детстве выучила наизусть Коран.
В молодости она вышла замуж, но неудачно. В итоге, сбежала от мужа домой к своим родителям. А тот так и не дал ей официального развода из мести. И она, несмотря на обилие весьма солидных кандидатов в мужья так больше и не смогла выйти замуж.
Район Кабилия, где она жила, французы оккупировали только тогда, когда ей исполнилось 16 лет. Он стал последним районом, который оставался незахваченным французами. В итоге, девушка примкнула к армии берберов, сражавшихся против колонизаторов. Имея живой ум, будучи начитанной и умея подбирать правильные сильные слова она побуждала мужиков сражаться, как львы. А в1854 году она в возрасте 24 лет возглавила свой первый бой против французов в долине Сибу. Сражения продолжались в этом месте в общей сложности около двух месяцев. Французы потеряли около 800 человек, среди которых было 25 офицеров.
Это картина французского художника Феликса Анри Эммануэля Филиппото, он родился на 15 лет раньше нашей героини и был ее современником. На картине Фатима с соратниками.
Вот она, в черном.
В 1857 году она попыталась заключить мирный договор с французами, чтобы получить возможность накопить силы. Но те, по своему обыкновению, нарушили данные ими обещания. Как и в случае с Абд аль-Кадиром. Ее схватили и лишили свободы, разграбили ее имущество и уничтожили библиотеку. В неволе она провела целых семь лет.
Когда она, так и не выйдя уже снова на свободу, умерла, ей было всего 33 года. Шел сентябрь 1863... Говорят, что на состояние ее здоровья и впадение в глубокую депрессию негативно повлияла смерть ее брата в 1861-м. И что ее в итоге парализовало. Вначале ее похоронили неподалеку от того места, где она умерла. Потом перезахоронили на Плозади Мучеников на кладбище аль-Алия. В 2009 году открылся посвященный ее жизни и деятельности музей. О ней пишут книги и научные работы. Ее именем называют женские журналы и школы. Алжирцы понаставили ей памятников, сняли фильм и назвали ее именем танкер. Бельгийцы назвали в ее честь улицу в Брюсселе. И для ее соратников и солдат она была лидером. Так что не надо тут про некое традиционное принижение роли женщин в арабских странах: ислам тут не при делах, все дело в обычном мужском шовинизме, который не имеет национальности и вероисповеданий. Нормальные мужчины не имеют ничего против того, чтобы рядом были сильные и умные женщины.
Французы сравнивали ее с Жанной Дарк. И правда - много общего.
В обоих случаях они спасали свою родину. И обе в итоге за нее погибли.