Найти в Дзене

Чтобы мозг не заржавел

Про психическое здоровье, а тем более физическое, все вроде в курсе. Питаемся правильно, спать ложимся вовремя, к психологу периодически заглядываем... А что насчёт когнитивного здоровья?

Здоровый мозг должен эффективно справляться со многими задачами:

- поддержание внимание
- понимание и продукция речи
- обработка визуальной и пространственной информации
- выполнение сложных движений
- обучение новому и запоминание
- социальные взаимодействия
- регуляция эмоций

Эти когнитивные способности у всех развиты в разной степени, и конкретный набор зависит от личности и привычного рода деятельности (1). Крепкая память и стойкое внимание нужны, конечно, всем. Но у кого-то лучше развито пространственное мышление, и человек находит дорогу в любом новом городе и матерски собирает чемоданы — так, что туда вся жизнь умещается. А кто-то рассказывает истории, от которых не оторваться, и сразу становится центром внимания в любой компании — это языковые и социальные навыки.

Когнитивное здоровье ухудшается с возрастом, при сильном стрессе или просто усталости. Это сразу же сказывается на продуктивности и способности выполнять сложные задачи. К счастью, тут всё так же, как и с другими "здоровьями": профилактика и тренировки решают.

В первую очередь, важен образ жизни в целом, ведь мозг тоже орган: ему нужно топливо, подходящая работа и своевременный отдых. Умеренные физические нагрузки, например, улучшают когнитивные функции, усиливают память, помогают учиться и восстанавливаться после повреждений (2, 3). Общение с людьми — тоже своеобразная тренировка, потому что социальные взаимодействия требуют сразу многих навыков: распознать лица и жесты, понять мотивации собеседников, подстроить своё поведение под ситуацию и так далее.

Если хочется чего-то, что будет развивать когнитивные навыки напрямую, то гарвардские учёные предлагают такие варианты (4):

1) Изучать иностранные языки. Они открывают целый мир, который приходится познавать с нуля — как в детстве. В мозге строятся новые связи, а это замедляет возрастные изменения и придаёт мышлению гибкость.

2) Заниматься музыкой. Можно просто слушать, сочинять или учиться играть на инструменте. Танцевать тоже разрешается ;) Плюс музыки в том, что она задействует сразу несколько областей мозга, которые отвечают за эмоции, движения и память.

3) Играть в игры. Да, игры — не только для детей. Настолки, карты и видеоигры тренируют разные навыки: логику, стратегическое мышление, скорость реакции, память, принятие решений, языковые способности и прочие полезные вещи. Чем разнообразнее, тем лучше.

4) Путешествовать. Даже если в соседний район. Любое новое место — это новые предметы, звуки, запахи, пути, а это всё загружает память и "клетки места" в гиппокампе, которые отвечают за ориентацию в пространстве и создают ментальную карту местности.

5) Погрузиться в творчество. Смотреть новые фильмы и спектакли, ходить по музеям и галереям, читать романы и стихи. Чем более непривычная форма, тем лучше, потому что это опять же помогает создавать и настраивать новые связи между нейронами. Я вот это чувствую на себе каждый раз, когда еду в новую страну и провожу три часа в очередном музее: новой информации столько, что мозг загружен на полную до следующего дня.

Если кратко, то, кроме правильного питания, сна и тренировок, позаботься об умственной зарядке на каждый день. Ищи новое, непривычное и достаточно сложное — это стимулирует мозг. И увидишь, что в здоровом теле — здоровый дух хоть и редкое сочетание, но вполне реализуемое.

Кому что больше нравится из вариантов?)

— — — — —

1) Aidman E. (2020). Cognitive fitness framework: Towards assessing, training and augmenting individual-difference factors underpinning high-performance cognition. Frontiers in Human Neuroscience, 13, Article 466.

2) Godman H. (2021, March 29). Simple, low-cost, low-tech brain training. Harvard Health Blog. [
https://www.health.harvard.edu/blog/low-cost-low-tech..](https://www.health.harvard.edu/blog/low-cost-low-tech..)

3) Dougherty R. J. et al. (2017). Moderate physical activity is associated with cerebral glucose metabolism in adults at risk for Alzheimer’s disease. Journal of Alzheimer’s Disease, 58(4), 1089–1097.

4) Ploughman M. (2008). Exercise is brain food: the effects of physical activity on cognitive function. Developmental neurorehabilitation, 11(3), 236-240.